Устное собеседование по русскому языку. Даю 15 советов по прохождению этого испытания на отлично

10K прочитали

10 февраля ученики 9 классов сдают устное собеседование по русскому языку. Я работаю экзаменатором-собеседником со дня введения этого экзамена, поэтому имею некоторое право дать несколько советов, которые помогут сдать его успешно.

Фото с ресурса Pixabay
Фото с ресурса Pixabay

Советов у меня будет несколько.

1. Не бойтесь. Знаю, звучит раздражающе, и тем не менее, не бойтесь. Настройтесь на успех, попросите у родителей успокоительное. Помните, что школе невыгодны ваши провалы. Школа намерена отчитаться, что 100 % ее учеников успешно сдали этот экзамен. Чтобы его завалить, нужно не раскрывать рта во время экзамена. Но вы ведь готовились? Значит, сдадите. Ах, не готовились? Тогда помните, что проходной балл 10 из 20. А это только половина!

Далее советы по первому заданию. Справка для родителей: в этом задании нужно прочитать небольшой текст, который помещается на половине листа А4. Правда, кегль примерно 11-й, но это все равно не больше 4-х абзацев. Ученику предлагается в течение минуты ознакомиться с ним, а потом выразительно прочитать вслух.

Помните, что читать вас учили у начальной школе! Это навык, который отрабатывается годами на всех предметах, включая даже музыку и физкультуру!

2. Читая текст про себя, все трудные слова проговорите хотя бы губами. Обычно трудность вызывают косвенные падежи числительных, труднопроизносимые имена-отчества-фамилии и латинские цифры в обозначении веков.

Итак, числительные. Накануне экзамена просклоняйте парочку числительных вроде 354.

Именительный — триста пятьдесят четыре,

родительный — трехсот пятидесяти четырех,

дательный — тремстам пятидесяти четырем,

винительный — триста пятьдесят четыре,

предложный — трехстах пятидесяти четырех,

творительный — тремястами пятьюдесятью четырьмя.

На экзамене вам обязаны выдать черную гелевую ручку (можете иметь свою). Спросите экзаменатора, можете ли вы делать пометки в КИМах (у нас разрешают).

Справка для родителей: КИМы — контрольно-измерительные материалы. Это те самые листы, на которых напечатаны текст, вопросы, картинки и т. д.

3. Напишите, как звучит числительное в косвенном падеже. Если вам встретилось числительное в косвенном падеже (и вам разрешили делать пометки!) , переведите его в нужный падеж и запишите под текстом. Когда будете читать вслух, скосите глаза на свою пометку и уверенно прочтите это числительное.

Другое дело, если вы не умеете их склонять. Тогда придется прочитать как попало и потерять на этом 1 балл.

4. Переведите латинские цифры в арабские. Опять же, если вам встретилось обозначение века, над ним напишите более привычные цифры. Например, над XVIII напишите 18.

5. Подчеркните все слова, которые вам труднее всего читать. Когда будете читать вслух, чуть притормаживайте перед ними и произносите как можно более четко. Слишком много слов не подчеркивайте — в вашем чтении появятся ненужные паузы. Достаточно 1-2-3 наиболее сложных.

6. Помните, что эксперт будет оценивать соответствие вашей интонации и пунктуации в тексте. Иными словами, если в тексте стоит запятая, в речи должна быть микропауза.

Следующая группа советов касается второго задания. Справка для родителей: это задание выявляет умение школьника пересказывать прочитанное с полным сохранением смысла. Ученику дают две минуты на подготовку и линованый лист в самих КИМах. При этом ученик во время подготовки видит текст перед собой.

Когда время на подготовку закончится, экзаменатор уберет текст. Перед учеником останутся его записи, сделанные во время подготовки, а также цитата, которую обязательно нужно вставить в текст.

7. Ни в коем случае не бросайтесь переписывать текст! Успеете написать всего 2-3 предложения. В итоге первый абзац вы перескажете, а потом замолчите. Это провал, Штирлиц.

8. Разделите текст на микротемы и озаглавьте их. Например, «Детство поэта», «Достижения ученого», «Такая-то проблема города». Разумеется, вместо общих слов «поэта», «ученого» и «такая-то» вставьте конкретные слова из вашего текста. Заголовки выпишите на линованый лист, оставляя между ними место для следующих записей.

9. Под каждым заголовком выпишите относящиеся к микротеме важные слова: имя, отчество и фамилию описываемого человека, географические названия, даты. Это именно то, что сложно запомнить. А вот слова «приехал», «сделал открытие», «написал» выписывать не надо. Они сами всплывут в памяти, когда вы перейдете к соответствующей микротеме.

10. Найдите место для цитаты и поставьте какой-нибудь значок , например, галочку. Это будет пометка, что именно в этом месте нужно произнести: «по словам такого-то ...». Обратите внимание на автора цитаты. Обычно это человек с трудносклоняемой фамилией. Торопец или Бианки.

Если вы не знаете, как склоняется фамилия Торопец, произнесите цитату в именительном падеже: «Искусствовед Торопец сказал об этом художнике следующее...»

Помните, что пересказывать вас учили несколько лет по всем устным предметам!

Советы по третьему заданию. Справка для родителей: здесь ученик выбирает одну из трех тем и составляет по ней монолог объемом ровно 10 предложений. Меньше не засчитают. Больше не станут слушать. Только 10.

Тем три. Первая — описание картинки, напечатанной прямо в КИМах. Вторая — повествование о чем-либо, например, о путешествии. Третья — рассуждение о чем-либо, например, о роли школьной формы в жизни ученика. О чем повествовать или рассуждать, ученик не выбирает. Он выбирает только задание: описание, повествование или рассуждение.

11. Если картинка попалась невнятная, не берите ее. Вам будет сложно составить 10 предложений о сером фоне с неясными (на ваш взгляд) тенями. Возьмите повествование. Хорошую историю можно даже сочинить на ходу. Никому не важно, была она на самом деле или нет. Важно, чтобы составили этот монолог из 10 предложений! Причем связный!

12. Загибайте пальцы, считая предложения. Собеседник не будет этого делать. Он просто дождется окончания вашей речи и предложит переходить к следующему заданию. Помните, что меньше 10 предложений вам не зачтут.

И последнее задание — четвертое. Справка для родителей: это диалог ученика и экзаменатора-собеседника по той самой теме, которую ученик выбрал в 3-м задании. У собеседника есть несколько заготовленных методистами вопросов по этой теме. Иногда он составляет свои.

Например, однажды ученик, описывая картинку, на которой были изображены туристы с фотоаппаратом, сказал, что, «вероятно, они находятся в Риме и рассматривают Колизей». У меня был заготовлен вопрос «Любите ли вы путешествовать?», я поменяла его на «Хотели бы вы сами побывать в Риме?». Оказалось, что ученик там был и теперь смог соловьем разливаться на эту тему.

13. И снова — не бойтесь. Вы уже минут 12 сидите перед экзаменатором, первый страх прошел. Вы уже так много сказали, что еще 3-4 реплики для вас не будут тяжелыми. Свобода близка!

14. Внимательно слушайте вопросы собеседника. Скорее всего, он задаст их так, что половина ответа уже будет в его вопросе.

И последний совет касается завершения экзамена.

15. Не отказывайтесь прослушать запись вашего ответа. Забудьте о том, что вам не нравится ваш голос в записи. Он никому не нравится. Я вообще его ненавижу. Но если окажется, что компьютер засбоил и не записал ваш ответ, придется сдавать экзамен заново. А оно вам надо?

Поделитесь в комментариях своими мыслями по поводу устного собеседования. А может быть, у вас есть свои советы? Они были бы интересны девятиклассникам и их родителям!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.