Американское судебное кино - в принципе отдельный жанр. Сложное, порой не очень понятное, с огромным количеством профессиональной лексики и нюансов, которые могут быть не известны широкой, тем более российской аудитории. Для нас вообще суд открытый да еще и с присяжными заседателями - удивительное чудо, на которое приходится, к сожалению, смотреть только издалека. А все что, может, и знают рядовые российские зрители, связано со смехотворными программами по типу "Часа суда", больше похожими на логичные продолжения сериалов "Детективы" ну или же "След". А уж исторический сюжет, подобный показанному в "Суде над чикагской семеркой", - о нем не слышали и подавно. Но, несмотря на все эти факторы, в фильме Аарона Соркина перед нами предстанет суд, который как раз нам, россиянам, будто бы хорошо известен, а сама история перекликается будто бы нарочно с делами не очень давно минувших дней.
Фильм "Суд над чикагской семеркой" основан на судебном процессе по обвинению в погромах 1968 года в Чикаго на протестах по поводу прекращения Вьетнамской войны. Перед судом тогда предстали семеро предполагаемых протестных лидеров, которые, по версии обвинения, спровоцировали насилие против полицейских, плюс Бобби Сил - лидер Партии Черных пантер, выступавших за права темнокожего населения. Через нелинейное и постепенное повествование, выражаемое в основном флэшбеками свидетелей, перед зрителем предстает полная художественная картина произошедшего, будто мы и есть одни из 12 членов присяжного заседания. Вступление, кстати, очень умело, через новостные сводки и документальные фото и видео, вводит в тогдашний контекст в США. Безусловно, если начать копаться, то можно найти много несостыковок с реальными событиями (что я уже видел на том же Дзене), но это ничуть не умаляет сами посылы, которые можно обнаружить, наверное, и внимательно изучив само дело.
"Суд над чикагской семеркой" лишь в очередной раз доказывает: любое кино - продукт своего времени. Во время просмотра совершенно невольно появляются параллели с днем сегодняшнем, причем не только в США, но и в России. Предвзятый политический процесс, очевидный характер которого, будто, понятен всем, но на это закрываются глаза; судья, принявший решение, кажется, еще в первый день процесса; полицейские, снимающие жетоны и значки перед применением силы; афроамериканец, которому нарочито затыкают рот во время суда, что вызывает ассоциации с недавними протестами BLM... Можно продолжать этот список долго, в уме лишь возникают картинки из Белоруссии и недавние суды и протесты, связанные с возвращением Навального. Фильм еще раз говорит истины достаточно прописные, однако не до конца принятые в мире: полицейская жестокость к мирным гражданам неприемлема, война несет лишь негативные последствия, а ангажированность судебной системы является спусковым механизмом для постепенного "закрепощения" общества.
Все вышеперечисленное выражается совсем нетривиальными сценарными приемами и подкреплено целым кастом актеров первой марки. Самому режиссеру и сценаристу Аарону Соркину, известному, например, оскароносным сценарием к "Социальной сети", удалось создать прекрасную, распутывающуюся как клубок, историю, при этом не настолько загружающую нас именами, датами и пересекающимися линиями судеб персонажей. Это достигнуто не только благодаря уже ранее упомянутым флэшбекам, но и разнообразным актерам. Лишь одни их имена могут послужить причиной к немедленному просмотру: Саша Барон Коэн, Энди Редмэйн, Джозеф Гордон-Левитт, Марк Райлэнс, Майкл Киттон... Судью играет Фрэнк Ланджелла, который, кстати, играл Никсона в фильме "Фрост против Никсона". Вот такая вот, скорее всего непреднамеренная, метаотсылка, сопрягающаяся с образом судьи предвзятого и политизированного номенклатурой нового кабинета.