Премьер-лига начала 2000-х – это не только классическая топ-4 и сменяющие друг друга на футбольном троне «МЮ», «Арсенал» и «Челси». Это еще и симпатичные крепкие середняки, которые и сейчас вспоминают с ностальгией. Один из недооцененных символов той Премьер-лиги – «Болтон» Сэма Эллардайса.
Команда Эллардайса была неординарной, ведь несмотря на рациональность и прагматичность Большого Сэма именно в «Болтоне» блистал один из самых ярких индивидуалистов в истории АПЛ – Джей-Джей Окоча. Кроме того, именно тут оживляли карьеру многие ветераны, списанные в больших европейских клубах – Юрий Джоркаефф, Иван Кампо, Бруно Нготти, Фреди Бобич, Эль-Хаджи Диуф, Фернандо Йерро, Николя Анелька. Эллардайс даже почти заманил на «Рибок Стэдиум» Дитмара Хаманна, но тот в последний момент предпочел «Болтону» более гламурный «Ман Сити».
Сэм Эллардайс пришел в «Болтон» после плодотворной работы в «Блэкпуле» и «Ноттс Каунти». В этих клубах он сотрудничал с неамбициозным («Ноттс Каунти») и откровенно сумасбродным («Блэкпул») руководством, но в «Болтоне» для Сэма идеально сошлись звезды. Он получил команду, которая по своему составу и финансовым возможностям была готова подняться в Премьер-лигу, а приятным бонусом – обладала неплохой инфраструктурой.
Эллардайс принял клуб в октябре 1999-го, и на тот момент «Болтон» был классической командой-лифтом: она дважды побывала в АПЛ, но не сумела там закрепиться. Менеджер Колин Тодд (предшественник Эллардайса) был достаточно хорош чтобы поднять «Болтон» в Премьер-Лигу, но ему не хватало класса, чтобы продержаться там хотя бы пару сезонов. Кроме того, возникали разногласия по трансферной политике: Тодд ушел в знак протеста против продажи Пера Франдсена. В отличие от Тодда Эллардайс понимал, что необходимость продавать игроков (из-за строительства новой арены) не мешает «Болтону» оставаться клубом с амбициями на Премьер-лигу.
Сэм получил достаточно качественный состав, в котором были Юсси Яаскелайнен, Эйдур Гудьонсен, Рикардо Гарднер, капитан сборной ЮАР Марк Фиш, датчане Йохансен, Хансен и Йенсен. В составе «скакунов» был и сын бывшего тренера – Энди Тодд. Но на одном из командных собраний Тодд-младший сломал челюсть помощнику Сэма Филу Брауну, и игрока по-быстрому продали.
Эллардайс принял клуб в зоне вылета Чемпионшипа, но в первом же сезоне поднял «Болтон» в плей-офф, где «скакуны» проиграли «Ипсвичу» Крейга Берли. Параллельно Болтон» добрался до полуфиналов Кубка Англии и Кубка Лиги. Обиднее всего был вылет из Кубка Англии – всего в шаге от «Уэмбли» проиграли по пенальти «Астон Вилле». Успешный сезон покорил боссов «Болтона»: Эллардайсу выдали десятилетний контракт, полномочия единолично управлять трансферами и пообещали улучшить инфраструктуру.
Эллардайса считают представителем старой школы английского футбольного менеджмента, но в «Болтоне» он старался развиваться всесторонне и получал знания даже на европейских курсах. Сэм искренне считал, что именно он завез некоторые идеи в Премьер-Лигу. Например, еще во времена игровой карьеры (Эллардайс был фактурным защитником, склонным к полноте) он начал практиковать диету и внимательно относиться к физическому состоянию. Поэтому его задевало поклонение перед Венгером и уверенность многих, что именно француз привнес в британский футбол уважение к правильному питанию.
Негативное отношение Эллардайса к Венгеру сделало матчи между «Арсеналом» и «Болтоном» особенно принципиальными. Сэм так настраивал своих парней, что «скакуны» несколько раз отнимали очки у более богатого и статусного соперника. «Болтон» того времени был для «Арсенала» очень неудобным соперником, раздражавшим Венгера задолго до появления «Ньюкасла» Тони Пьюлиса.
Еще один плюс Эллардайса: в отличие от своего предшественника, он понимал важность качественной инфраструктуры. Ради нее Сэм был готов к жертвам. Он не сопротивлялся продаже Эйдура Гудьонсена и Клауса Йенсена летом 2000-го. А на вырученные деньги «Болтон» модернизировал раздевалки и тренировочную базу.
Эллардайс отлично знал английский и европейский рынки, и легко находил качественных игроков за небольшие деньги. Большинство срежиссированных им переходов оказались удачными. Он пригласил ветерана Колина Хендри, арендовал нескольких игроков для увеличения скамейки, а кроме того – добавил в основную обойму тинейджера Кевина Нолана, который станет одним из символов «Болтона» Эллардайса вместе с другим Кевином – Дэвисом.
После долгожданного возвращения в Премьер-Лигу в 2001-м (обыграли «Престон» в финале плей-офф) «Болтон» провел масштабную трансферную кампанию. Тут и пригодился широкой кругозор Сэма: он нашел для «скакунов» чемпиона мира Юрия Джоркаеффа, словенского форварда Фреди Бобича, Бруно Нготти, Стига Тофтинга, парочку малоизвестных французов. Сэм выбрал для трансферной политики «Болтона» два направления – приглашение возрастных звезд и игроков «на вырост» за небольшие деньги.
Эллардайс умел экономить, но не терять в качестве. Летом 2002-го «Болтон» не потратил ни фунта – все новички пришли свободными агентами. Среди них был и Джей-Джей Окоча – ответ Сэма на критику тех, кто считал его «Болтон» слишком прагматичным.
Окоча – последний футболист, которого можно упрекнуть в излишней рациональности. На поле он стремился развлекать публику, а не отрабатывать шаблонные комбинации. Фантастический дриблер, вдохновлявший самого Роналдиньо и забивавший голы, максимально выбивающийся из стилистики «старомодного и прямолинейного» (по мнению критиков) «Болтона». В командах Эллардайса никто не получал такой свободы, как Окоча, но в случае с нигерийцем игра безусловно стоила свеч.
Эллардайс всегда делал упор на организацию игры, а не талантливых эгоистов. Его «Болтон» был идеально отлаженным механизмом, который работал практически без сбоев. Поэтому несмотря на скромный бюджет (один из самых маленьких в лиге) «Болтон» четыре сезона подряд финишировал в топ-10 Премьер-лиги и даже пробивался в еврокубки. Обратная сторона такой отлаженности – неяркость игры. Большого количества сторонников у «Болтона» и Эллардайса так и не появилось.
«Болтон» критиковали за простой футбол, который иногда напоминал антифутбол. Эллардайс отвечал с иронией: «Когда речь идет о «Болтоне», говорят о лонгболлах, а если говорят о «Челси» или «Ливерпуле» – это называется «длинные передачи».
Если в атаке Эллардайс предпочитал игроков южных стран (Окоча, Диуф, Анелька, Борхетти, Жардел, Важ Те), то моделью идеального центрального полузащитника стал воспитанник академии «скакунов» Кевин Нолан. Боец до мозга костей, он получил капитанскую повязку после ухода Окочи и был для Эллардайса «Лэмпардом для бедных»: выполнял огромный объем работы в центре поля и прилично забивал. В сезоне-2003/04 Нолан даже стал лучшим бомбардиром «Болтона» с 12 мячами, но позже в «Ньюкасле» и «Вест Хэме» у него были и более продуктивные сезоны.
В защите Эллардайс делал ставку на опыт и физическую мощь. В центре обороны он ориентировался на связку выносливого африканца и опытного европейца. Фернандо Йерро, Иван Кампо, Колин Хендри были яркими представителями второго типа игроков, а Бруно Нготти, Радхи Жаиди, Абдулайе Файе, Рикардо Гарднер, Абдулайе Мейте – устрашающими амбалами. Эллардайс и сам был неплохим защитником (играл как раз за «Болтон», поэтому в построении надежной обороны ему не было равных.
Пиком «Болтон» Эллардайса стал сезон-2005/06, когда «скакуны» выстрелили в Кубке УЕФА. В квалификации «Болтон» обыграл болгарский «Локомотив», на групповом этапе – питерский «Зенит», сыграл вничью с «Бешикташем», «Севильей» и «Виторией». Заняв третье место в группе «Болтон» пробился в 1/16, где уступил «Марселю» (1:2).
Большой Сэм пришел в «Болтон» одновременно с Филом Гартсайдом, ставшим председателем правления «скакунов» в 1999 году. Долгое время менеджер и руководитель были единомышленниками, но когда Сэм вывел «Болтон» в еврокубки начались разногласия. Эллардайс считал, что клуб должен развиваться дальше и думать о Лиге чемпионов, и потребовал финансовых вливаний. Но пыл тренера быстро остудили, и, рассорившись с Гартсайдом, в 2007-м он покинул проект и перешел в «Ньюкасл».
Желание поработать в большом клубе всегда было путеводной звездой Сэма, и в 2006-м он оказался очень близок к мечте. ФА как раз искала тренера для сборной Англии, Эллардайс был в шортлисте, но в итоге ФА выбрала Стива Маккларена. На волне разочарования Сэм решил, что «Ньюкасл» – тот самый большой клуб, который он так долго ждал.
После ухода Эллардайса «Болтон» заметно просел и четыре сезона подряд боролся за выживание. О евокубках или попадании в топ-10 быстро забыли. Вылет в Чемпионшип сезоне-2011/12 был логичным и закономерным, а дальнейшие финансовые и организационные проблемы – печальными, но неизбежными последствиями работы Гартсайда, который без Эллардайса не умел рационально тратить деньги.
Нельзя сказать, что и Большой Сэм достиг высот без «Болтона». Он успешно работал кризисным менеджером, создал еще несколько добротных команд и даже тренировал сборную Англии. Но любовь к деньгам и связи с мутными агентами (заметные еще в «Болтоне») сыграли с Сэмом злую шутку.
Кажется, «Болтон» так и останется вершиной его творчества – простоватым громилой с веселым нравом.
Фото: Matthew Lewis/Getty Images, Magi Haroun/EMPICS via Getty Image, Michael Steele/Getty Images, Chris Coleman/Manchester United via Getty Images, Laurence Griffiths/Getty Images.