О чем ученика спрашивают, как только он переступает порог дома, вернувшись из школы?
Конечно же, об ОТМЕТКАХ .
В этой статье я хочу поговорить о нашей балльной системе и её роли в системе образования.
Почему не «оценки» , кстати, а «отметки» ? Нашла классное объяснение на просторах сети: «Отметка – носит конкретный характер, выраженный в баллах, а оценка – может иметь словесное выражение или, точнее сказать, конкретное выражение, но не в баллах» (с). То есть пятёрки, четвёрки, тройки и двойки — это отметки, а не оценки.
И, казалось бы, вся наша система на них держится! Если детям перестанут ставить отметки, они перестанут учиться. На первый взгляд, это и удобно всем: учителям — для того, чтобы управлять классом; ученикам и родителям — чтобы видеть успехи в учёбе, выраженные в четких баллах. Однако всегда ли отметка даёт реальную картину знаний?
Наша система давно уже стала трехбалльной , и критерии примерно таковы:
- «5» — человек понимает всё то, что ему объясняют, и успешно выполняет задания;
- «4» — человек в целом находится «в теме», но часто допускает ошибки;
- «3» — все остальные.
Но значит ли отметка «5» то, что ученик знает ВСЁ то, что проходили по этому предмету за все года? Есть, конечно, дети с феноменальной памятью и мотивацией, но в большинстве случаев ответ отрицательный. Конечно, мы можем трясти перед учениками образовательным стандартом и твердить им, что они должны знать/уметь по результатам изучения данного предмета в данном классе, но больше от этого дети знать не будут. Особенно если говорить о старших классах, где программа очень объёмная по каждому предмету.
«Образование — это то , что останется , когда всё вызубренное забыто» — потрясающая фраза, которая подтверждает бессмысленность зубрежки ради отметок. Всё вызубренное без желания понять будет забыто на этой же неделе без зазрения совести.
То есть (в идеале) мы, учителя, должны сделать так, чтобы не отметки, а содержание наших предметов стало интересным для ученика в школе ; ведь тогда его пребывание в школе действительно даст достойный образовательный результат. Между тем, на вопрос: «Разве вы ради отметок учитесь?» очень и очень многие ученики в моей школе отвечают: «А ради чего же??»
Я считаю это проблемой и часто над ней задумываюсь; прояснить ситуацию мне помогли книги А. Кона «Наказание наградой» и Д. Пинка «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» . Расскажу немного о том, что удалось узнать.
Когда учитель входит в класс, в первую очередь он должен наладить дисциплину: любой новичок знает, что без порядка ничему не научишь. И тут мы можем пойти, как оказалось, двумя путями!
Первый путь: проявить власть (запугивать плохими отметками, вызовом родителей, докладной и т. п.; награждать хорошими отметками за соответствие правилам; напустить на себя грозный вид, раздавая замечания и похвалы направо и налево). (пока изучала этот вопрос, узнала, что в некоторых штатах Америки разрешены телесные наказания! Офигеть)
Второй путь: организовать сотрудничество (направлять, поддерживать; всегда менять виды деятельности; не акцентировать внимание ни на плохих, ни на хороших отметках, но предоставлять обратную связь).
Что можно сказать об этих путях?
- Они реально дают результат.
- Первый путь ГОРАЗДО проще применить, чем второй.
Зато при выборе первого пути (простого и эффективного) нас поджидает подводный камень под названием «Убийство внутренней мотивации» . Доказано психологами, причем неоднократно (мне даже порядком поднадоело читать описания всех научных исследований, которые были проведены за последние 50 лет на эту тему) , что наградами и наказаниями мы формируем зависимость от них и сводим на нет внутренний интерес ученика к деятельности как таковой. Школа становится «тюрьмой» из отметок, где все измеряется в этих субъективно выставляемых баллах. Вот и получается, что дети у нас учатся ради отметок и открыто это признают — всё из-за первого пути!
Что же тогда делать?