Найти в Дзене

Бернар Вербер "Древо возможностей. Благовоние". Обзор, содержание, оценка.

Третий рассказ из сборника Б. Вербера "Древо возможностей" - "Благовоние" . Это произведение не лишено шарма, который присущ предыдущим рассказам автора. Вступление, развитие сюжета, кульминация настолько органично связаны между собой, что развязка кажется логичной и правдивой.

Обложка сборника рассказов Бернара Вербера "Древо возможностей"
Обложка сборника рассказов Бернара Вербера "Древо возможностей"

Сюжет рассказа приковывает внимание с первых минут чтения, так как описание Парижа, а конкретнее Люксембургского сада, погружает в конкретное место и визуализирует происходящее. И вот уже мозг, как именитый режиссер, снимает на камеру воображения предрассветное утро в Париже. Ракурс меняется, и на кадре чьи то пальцы аккуратно кладут на землю странную сферу. Правда звук после этой аккуратности больше походит на взрыв бомбы, ну да ладно.

Наступает утро. В город приходит суета, шок и слезы. Некоторые потеряли родных, чье сердце не выдержало такого шума и потрясения. Еще часть грустит из-за того, что родной наркоторговец больше не посмотрит на них красными глазами, и не протянет сверток с пахучей травой. Преобладающее чувство большинства парижан - шок. Ученые сочли это за метеорит, горожане нарекли это "космической какашкой". Правы как первые, так и вторые. Единственное в чем сошлись жители Парижа, так это что делать с этим шаром - непонятно.

А дальше, по сюжету, Париж невольно возвращается в прошлое. Прошлое, которое наполнено зловониями, смрадом и попытками перебить этот невыносимый аромат парфюмом. Космический шар, диаметром 70 метров откатил жизнь горожан к первой трети XIX века. Метеорит, к которому стекались как к достопримечательности люди отовсюду, превратился в проблему, которую ни разбить, ни скинуть в Сену не вышло. Если бы туристом в это время приезжал Андрей Николаевич Карамзин, то цитату из личного письма сестре он бы применил и к нынешнему Парижу.

«…ближе, ближе, — завоняло! ужасно завоняло! Ура!!! Мы приехали!»

А Н.Карамзин. Из письма к Е.Н. Карамзиной, январь 1837 года

Когда стало ясно, что избежать "благоВОНИЕ" можно лишь сбежав из города, люди стали уезжать. Обвал цен на недвижимость, полу-пустые улицы, и постоянные попытки изолировать "аромат" - это стало типичными буднями Парижа.

Мэр города и ученный Франсуа Шавиньоль нашли решение проблемы после продолжительных и мучительных (для носовых пазух) попыток. Решение лежало на поверхности и было элегантным - стекло! Почему не догадались раньше - вопрос риторический, но ликованию не было предела, так что прощаю парижанам этот конфуз. Проблема решена, люди вернулись, в воздухе витает счастье, а не зловонный аромат, и Париж счастлив. К тому же шар получился гладким, сияющим и было решено назвать это восьмым чудом света.

Но это не окончание рассказа. Хэппи-энд в рассказах Вербера вещь редкая. Как правило не для людей, и не для планеты земля. Мучения Парижа и большинства горожан оказались работой космического ювелира. Идея мастера по украшениям заключалась в создании жемчужины, при помощи маленьких, крохотных животных - людей. Это ли не чудо?

И вновь Вербер дает пищу для размышлений. Возьмем, к примеру, создание украшения. Нашу планету используют в качестве инкубатора, сравнивают с ракушкой и относятся как к расходному материалу. И это лишь для того, чтобы на вечеринке инопланетян, светская особа с Альфа Центавра, щеголяла в новом украшении. Но страшно, что этот рассказ не о инопланетной расе, которой плевать на людей. Это рассказ о людях, единственная функция которых использовать окружающий мир, не давая ничего взамен. Потребительское общество продемонстрировано с новой стороны, которая не придется по нраву большинству читателей.

Читая каждый новый рассказ, невольно начинаешь думать: "А может он сам инопланетянин? Скучает по дому, пишет о воспоминаниях и жизни в мире людей. Наблюдает за людьми со стороны и общается с окружающим миром через рассказы"

СТОП! СНЯТО!