В одной из недавних публикаций мы уже обращались к деятельности Польши по возвеличиванию в Белоруссии польского национального героя, предводителя восстания Тадеуша Костюшко, из которого некоторые неграмотные граждане пытаются сделать «белоруса». Есть и другие поводы поговорить об этом деятеле – в феврале в Польше отмечают его 275-летие. А раз в Польше, то, понятное дело – и на Украине.
К примеру, Генеральное консульство Польши в Виннице передало заповеднику Межибуж в Хмельницкой области выставочные материалы о Тадеуше Костюшко и ордене Virtuti Militari («Воинская доблесть»), которым тот был награждён одним из первых как лидер восстания 1794 года. Не забыли дипломаты Речи Посполитой и о том, что в 2021 году исполняется 230 лет со дня появления Костюшко в Подолии, куда он прибыл служить в 1790 году. Любой, даже самый незначительный повод будет муссироваться для того, чтобы его имя было у всех на устах.
Разумеется, выставка в Межибуже (в том числе виртуальная – в Фейсбуке) была ориентирована на безоглядное прославление польского героя, именуемого не иначе как Naczelnik , то есть Предводитель, неизменно – с большой буквы. С точки зрения польской историографии, мятеж 1974 – героический порыв «белых и пушистых» польских патриотов отстоять свою свободу перед царской Россией, получившей по итогам разделов Речи Посполитой часть польских земель.
Разумеется, при этом либо обходятся стороной, либо подаются как нечто само собой разумеющееся захватнические планы Речи Посполитой на русские земли, включая Смоленск и даже Москву. Напомним, со времён «русской смуты», когда поляки сидели в Москве, а королевич Владислав собирался стать русским царём, по историческим меркам прошло не так уж много времени. Казалось бы, ещё недавно польские авторы с полным для них на то основанием сравнивали русских с индейцами Америки. В книге «Шляхта и конкистадоры» историк Януш Тазбир много пишет о том, как «гордые» шляхтичи сравнивали свои походы на восток с походами испанских завоевателей в Перу и Мексику, гордясь тем, что католики-поляки поразят мечом «православных дикарей» на востоке так же, как испанцы делали это с инками и ацтеками…
Тем не менее, несмотря на внешнюю интервенцию, многочисленные войны и внутренние неурядицы, русское государство окрепло, в то время как слабеющей Речи Посполитой толком не помогли ни единоверный Ватикан, ни Франция, ни Англия. И вот уже те самые недавние «православные варвары», проявив незаурядный военно-дипломатический талант, постучались в ворота Варшавы. При этом в «российской» Польше был установлен один из самых либеральных режимов того времени, многие поляки получили высокие должности в родном крае.
Однако Костюшко же хотел восстановить Речь Посполитую «от моря до моря», включающую обширные малороссийские и белорусские земли. Начать решили с нападений на русские гарнизоны на Пасху с массовыми убийствами русских солдат и мирных жителей прямо в церквях.
В "Истории падения Польши" С. М. Соловьев пишет о зверствах мятежников: "Где только завидят русского - хватают, бьют, умерщвляют, офицеров забирают в плен, денщиков по большей части убивают" . Во временно захваченных районах мятежники под предводительством ксендзов-католиков также прибегали к тактике массового террора, причём особой мишенью становились не только офицеры, православные священники. Однако и это не спасло людей Костюшко от разгрома выдающимся русским полководцем Александром Суворовым, прибывшим в Польшу в августе 1794 года.
Понятное дело, польская пропаганда в Европе начала верещать о «кровавых репрессиях» (подробности опустим), что, мягко говоря, не вполне соответствовало действительности. К смерти были приговорены самые отъявленные головорезы. Вот хотя бы цитата из приказа Суворова при взятии восточного предместья Варшавы - Праги (не путать со столицей Чехии):
"Стрельбой не заниматься, без нужды не стрелять; бить и гнать врага штыком; работать быстро, скоро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать" .
При "разборе полётов" некий Ян Килинский, один из ближайших сподвижников Костюшко, руководивший резнёй русских в Варшаве… был досрочно освобождён и получал от российского императора «талоны на усиленное питание». Самого же пленного Костюшко великодушно отпустили на все четыре стороны. Очевидно, здесь играла свою роль «классовая солидарность» – польские дворяне-шляхтичи для своих «коллег» из Петербурга по духу были куда ближе, недели истребляемые бандами Костюшко «безродные» крестьяне православного вероисповедания.
Возвращаясь в сегодняшний день, заметим, что создаваемый официальной Варшавой отлакированный образ Костюшко имеет вполне современное идеологическое и политическое наполнение. Из типичного, в общем-то, шовиниста делают «героя» не только польского, но также украинского и белорусского народов. Отсюда – тезис о том, что и сегодня нет у этих народов задачи важнее, нежели совместное противостояние «москалям». «За нашу и вашу свободу», как говорится.
Да только вот и история, и современность свидетельствуют, что никакой «свободой» восточная политика польских панов и не пахнет. А пахнет она чем-то прямо противоположным, и вовсе не таким свежим.
Высказывайте своё мнение, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!