Найти тему

Мотивация сотрудников - теория справедливости

Теория справедливости Адамса (1963) происходит от теории социального обмена. Он объясняет мотивацию на рабочем месте как часть когнитивного процесса оценки, который хочет сотрудник. Исследование теорий справедливости проверяет отношение сотрудников к справедливой оплате труда. Вклад сотрудников выражается в рабочей нагрузке и качестве, возможностях, знаниях, навыках, особенностях и поведении. Результаты, достигаемые сотрудниками в рабочей организации, включают вознаграждения, такие как возможности для компенсации, похвалы и возможности для продвижения по службе. Сотрудник сравнивает свои входные данные по отношению к результатам, а затем экстраполируя их на социальный контекст, сотрудник сравнивает свои входные данные по отношению к результатам в отношении наблюдаемых отношений в других. Теория предполагает, что в случае, если сотрудник осознает неравенство, он скорректирует свое поведение, чтобы сохранить баланс. Теория справедливости оказалась важной в случаях, когда сотруднику недоплачивают за его работу. Если сотрудник это осознает, он может скорректировать свое поведение для достижения баланса несколькими способами:

уменьшить потребление до уровня, который, по его мнению, больше соответствует размеру компенсации;

изменить или скорректировать контрольный показатель, с которым он сравнивает свою позицию;

когнитивно корректировать восприятие их вкладов и полученных платежей;

он представляет эти отношения работодателю и просит его о надбавке.

Если работник может добиться для него справедливого соотношения между взносами и полученной оплатой, то он удовлетворен. Сотрудник постоянно сравнивает соотношение между взносами и полученной оплатой, таким образом стремясь подвести баланс. Хотя было обнаружено, что теория справедливости дает представление о сценариях недостаточной компенсации, в целом теория не доказала свою полезность для понимания сценариев чрезмерной компенсации. Таким образом, можно сказать, что теория справедливости более полезна при описании факторов, которые способствуют отсутствию мотивации, а не большей мотивации на рабочем месте. Концепция организационной справедливости, основанная на теории справедливости, позже расширилась и привлекла внимание к важности понятия справедливости на рабочем месте. Существуют три представления о справедливости, применимые к возможностям организации:

справедливость распределения или восприятие равенства результатов индивида;

процедурная справедливость, справедливость процедур, используемых для определения индивидуальных результатов;

интерактивное правосудие или вера в то, что ко всем относятся справедливо, с достоинством и уважением.

Если процессы на рабочем месте воспринимаются как справедливые, организация может извлечь из этого большую пользу. В таких условиях сотрудники с большей вероятностью будут действовать в соответствии с политиками организации, даже если их личный результат не является оптимальным. Если политика организации воспринимается как несправедливая на рабочем месте, существует риск возмездия и связанного с этим поведения, такого как саботаж, тем самым увеличивая насилие на рабочем месте. Левенталь (1980) считал, что процедуры и политика организации должны соответствовать шести разработанным им критериям проектирования. Процедуры и политика организации должны:

применять последовательно ко всем в организации;

быть беспристрастным;

быть точным;

подлежать ремонту;

быть представителями всех проблем или вопросы;

на основе преобладающей этики.