Про первый заказ и заработок
В свое время я делал мебель и для продажи, и себе домой. Для меня в порядке вещей все время делать что-то для себя своими руками, я не из тех людей, кто предпочитает покупать . Большая часть того, что есть у меня дома, сделана мной. На самом деле у меня много увлечений. Это и металлообработка, и сварка, и кройка и шитье, и программирование, и робототехника, и многое другое.
Когда я приехал в Москву, устроился в фирму, которая занимается реставрацией и принимает заказы со всей Москвы, но Кремль — один из крупнейших заказчиков у этой фирмы. Меня встретили, отвезли на фирму, там же было общежитие для работников, где я должен был жить, и уже на следующий день я вышел на работу.
Вручили мой первый заказ, это была мебель для спальни. Дали мне тумбочку на пробу, я ее сделал, все получилось хорошо, моей работой остались довольны и стали давать другие заказы. Основная работа – замена лака, шпона, ремонт соединений и т.п.
За первый месяц, так как это был испытательный срок, я заработал 60 000 рублей, по тому курсу — 1500 евро. Затем за каждый месяц я получал по 120 000 рублей .
Стал регулярно получать заказы, со временем более дорогие, и вот так потихонечку я восстанавливал мебель.
За полгода до того, как я туда устроился, поступил заказ от какого-то иностранного клиента — привезли шкаф, который был очень старым. Половина этого шкафа была уже просто трухой. Дотронешься — и он рассыпается. Я восстанавливал поломанные детали, либо как-то их наращивал, либо изготавливал новые, состаривая их, чтобы они выглядели на тот же возраст.
Про кремлевские заказы
Что касается кремлевских заказов, то у меня есть история по этому поводу.
Это были мягкие Ивановские стулья с позолотой. Когда я пришел, было восемь стульев. Так как я хорошо зарекомендовал себя за первый месяц, они достались мне. Работы там, в принципе, было немного: позолоту восстановить, где была протерта, и расшатанные соединения закрепить. Как правило, мебель была в хорошем состоянии, просто надо было немного подправить косметически.
Вся мебель, которая к нам поступала, была антикварной. При мне отвозили заказ клиенту на Рублевку и при мне же расплачивались наличными за выполнение работы. Там был красивый старый шкаф и большой кожаный диван. Так вот за это заказчик отстегнул больше миллиона рублей. Мебель была в ужасном состоянии, когда поступила к нам, а после реставрации выглядела как новая.
Были среди работников и те, кто брали свои заказики, хитрили и по-тихому от начальства делали. Но про какой-то черный рынок я не слышал. Были простые рабочие будни, свой юмор среди коллектива, вылазки в город, ездил неоднократно по Москве, отвозил и забирал заказы.
12 стульев
Запала в душу одна вещь.
Как-то на складе в Москве я нашел старый патефон тысяча восемьсот какого-то года. Кое-как я выпросил у начальства этот патефон для реставрации. В рабочее время я выполнял заказы, а в свободное занимался этим патефоном. Я получал большое удовольствие от его реставрации, потому что там и механика, и внешний вид был очень красивый, резные панели, что-то вроде тумбочки, да и вообще вещь с историей. Внутри я нашел обрывок старой пятирублевой купюры. Начальству показал, но их это не заинтересовало, им и своего барахла хватало, и этот обрывок я оставил себе на память.
Я расспрашивал у коллег, не находил ли кто еще чего в процессе работы. И мне рассказали...
Как-то раз нашли несколько золотых монет в обшивке стула, прямо как во всем известном произведении. Говорят, что эта история с кладом в стульях как раз основана на реальной истории. Может, конечно, это и неправда, но вот так мне рассказывали. Такой вот профессиональный миф, и каждый реставратор мечтает найти такой стул.
Когда я реставрировал стулья и снимал обшивку, то всегда именно об этом и думал: а вдруг сейчас найду там что-то. Но, к сожалению, ничего кроме современной мелочи в мебели найти не удавалось .
Про капсулы времени
В ходе своей работы в отреставрированных заказах я оставлял пометки, так сказать, капсулы времени . Это не является какой-то традицией среди реставраторов, просто я решил, что это может быть интересно.
Я оставлял записку со своими координатами и монетку с годом, в котором мною была сделана работа. Просто хотелось следующему реставратору оставить приятный сюрприз.
У нас был постоянный поток заказов . Были живые заказы, была просто мебель, которую начальник купил где-то и хотел отреставрировать, чтобы продать на аукционе.
Бывали приятные моменты в реставрации, когда не хватало резных деталей и нужно было по стилю, по аналогии с возрастом мебели подобрать дизайн резьбы и вырезать. Это была очень интересная практика — восстанавливать то, что было утеряно.
К сожалению, мне не попадались вещи с историей. Я был просто работником-реставратором, мое дело — привести в порядок. С одной стороны, обидно, что не посвящали в подробности, было бы интересней, а с другой стороны, меньше знаешь, крепче спишь.
Я заходил в цеха, где реставрируют книги, и там я увидел невозможное для себя.
Одна девушка при мне располосовывала книжную страницу в три слоя скальпелем вручную для того, чтобы извлечь гнилую сердцевину и наклеить отпечатанные стороны на новый современный лист. Вот там действительно тонкая ручная работа. Куда нам, резчикам, до них! Просто представьте себе: бумагу для принтера разрезать на три слоя. Это нечто!
Про востребованность профессии
Пока я там работал, узнал много терминологии, на ус намотал многое о дизайне, узнал много секретов, которых раньше не ведал в работе с антиквариатом.
Сам я тоже немного увлекаюсь старинными вещами, у меня есть своя коллекция антикварных уровней . Самый любимый — полтора на полтора сантиметра по толщине и ширине, длиной двадцать сантиметром, и ему почти двести лет. Этот уровень был произведен в Германии из чугуна и латуни. Храню его как сувенир.
Если бы мне сейчас снова предложили поехать вот так поработать, я бы согласился. Это и интересно, и прибыльно. Плюс я частенько после работы гулял по Москве, наслаждался видами.
В Москве данная услуга довольно востребована , много аналогичных фирм, да и профессия эта очень прибыльная.
У нас в Эстонии в своем городе я как-то нашел одну фирму, которая занималась реставрацией, даже отработал там год, но и то только потому, что молодой был, а работы не было. И должен сказать, что это было очень далеко от того, что было в Москве, удовольствия от этой работы я не получал. Я бы даже сказал, что там была какая-то псевдостолярка, а не реставрационная мастерская.
В Москве я занимался искусством, а тут просто неинтересной механической работой.