Найти тему
Считай в уме

Интервью с методистом по ментальной арифметике

Мы решили побеседовать с Мацеевичем Павлом Александровичем, главным методистом компании «Считай в уме». Получилось интервью больше о жизни, о детях, о том как складывался путь педагога.

Готовое видео мы представляем вашему вниманию, а также публикуем расшифровку интервью в виде статьи.

Смотреть видео:

Интервью:

- Здравствуйте, друзья. Сегодня мы будем общаться с Мацеевичем Павлом Александровичем, создателем методики «Считай в уме» и главным методистом кампании. Здравствуйте, Павел Александрович.

- Добрый вечер.

- Вы очень давно в педагогике. Подскажите, пожалуйста, когда вы начали свой трудовой путь?

- Скажем так. Я окончил университет по специальности «математика», математический факультет. У нас стандартно была пионерская практика после третьего курса и школьная практика после четвертого. На школьную практику я попал в школу с математическим уклоном. Получилось так, что мне захотелось проверить себя по заранее утвержденному плану. Студент, который проходит педагогическую практику, должен дать 12 зачетных уроков. Я пошел к завучу школы и говорю: «Мне этого мало. Дайте мне весь класс. Я буду классным руководителем, буду вести математику и выставлю им оценки за первую четверть». Он очень удивился, конечно, но говорит: «Ладно». Вызвал классного руководителя, она вроде не против. Соответственно, с этого момента я стал работать сначала, как практикант. Выставил оценки и почувствовал внутри какую-то странную тягу к этому делу. Для себя пока не определенную, но по окончанию практики (естественно там всем практикантам выставляют оценки), с этой школы пришли благодарственные письма от директора, от родителей по поводу меня.

У нас была педагог Анастасия Васильевна Зеркина, она сказала: «Это твоя прямая дорога. Подумай над этим хорошо». Понятно там преддипломная, дипломная практики, но по распределению я попал на завод и отработал на заводе определенное время. Но все время чего-то не хватало. Я активно загружал себя, то есть кроме работы еще занимался общественной работой, спортом. Тем не менее, когда мне пришло предложение уйти с завода в школу, я практически даже не сомневался. Единственное, меня волновал момент вопроса материальной заинтересованности. Там все решилось, как говорится, хорошо. С тех пор я стал работать в школе, и продолжалось это почти четверть века (без трех месяцев).

- 25 лет. Как ваша карьера продолжалась после того, как вы пришли в школу? То есть любовь к детям уже возникла, прирожденным педагогом вы себя уже почувствовали. Что было дальше?

- Ну, на счет прирожденного, конечно, можно поспорить. Начинал я летом с руководителя выездного трудового лагеря, потом учителем математики среднего звена с пятого по десятый класс. Тогда еще десятилетка была. Потом уже стал, как говорится, в глубину погружаться все сильнее и сильнее. Стал в конце концов учителем первой, второй, высшей категории, отличником народного просвещения. Потом все это дело вылилось и в карьерное движение, то есть завучем, директором школы. Как-то так. Все это дело уместилось в эти годы.

Что могу сказать? Мне всегда нравилось работать с детьми, то есть я старался с ними работать не только на уроках, хотя и уроки мне не нравилось вести стандартно. Всегда были дополнительные занятия. Я вел шахматный кружок, поскольку сам имел определенные склонности к этому направлению. Плюс обязательно занимался с детьми, которые готовились заочно по программе математических школ и подготовка к олимпиадам. Стандартно всегда в школе была неделя математики, которая завершалась районной олимпиадой. Там были встречи, викторины, математические бои. Это было очень интересно.

Самое интересное было то, что мы с моим другом, который преподавал историю (потом тоже стал директором школы), вывели для себя очень интересную вещь: мы хотим, чтобы каждое следующее поколение было умнее предыдущего.

- Ну, это достойно.

-2

- Мы стремились к тому, чтобы у нас все дети, которые нас касаются, загорались к этой идеи, стремились к этому. Мы сделали очень интересную лесенку, то есть из выпускников начальной школы 4-х классов набирали классы А, в которые старались принимать хорошистов и отличников. У них были дополнительные занятия по английскому языку, по истории, по физике, математики и шахматам. Плюс обязательно они принимали участие во всех олимпиадах.

- То, что вы говорите, вы делали это вдвоем с вашим другом, который был директором?

- Ну, да. То есть мы эту идею озвучили, потом вынесли на обсуждение коллектива, потому что для того, чтобы вести все эти занятия, нужны энтузиасты педагоги, которые бы разработали эти программы, утвердили на уровне школы и РАНО, и могли в ущерб основной своей деятельности дополнительно заниматься саморазвитием и развитием детей.

- То есть вся инициатива шла снизу?

- Ну, практически да.

- И сверху никто вам не мешал?

- Ну, может быть и мешали где-то на каком-то уровне, просто мы этого не узнавали. Понятно, что где-то ломались копья, какие-то были противопоставления, но как эксперимент это показало свою жизнеспособность. Потом это уже вошло в практику. На следующий год был еще класс А, и так далее. Великолепная идея.

Во все годы, в которые дети из этих классов проучились, всегда были каждый год какие-то всплески. В один год дети выиграли олимпиаду по математике, в следующий другие дети олимпиаду по русскому языку и литературе. Были чтецы, потом мы выиграли первенство района по шахматам, вышли на республику. Из 30 команд мы заняли восьмое место. Далее дети участвовали в математических олимпиадах, физических, писали сочинения и выступали где возможно. Это честь и гордость школы и района. Это прекрасное будущее.

Читайте продолжение интервью : Беседа с Павлом Мацеевичем, часть 2.

Компания "Считай в уме" занимается разработкой и внедрением программ детского дополнительного образования. Программа по ментальной арифметике "Считай в уме" одобрена государственным Институтом Развития Образования и рекомендована в качестве дополнительной общеразвивающей программы для детских садов и общеобразовательных школ.

Информация о методике «Считай в уме»: https://считай-в-уме.рф/

Онлайн-курс подготовки педагогов: https://arifmetica.online/