Как советский старший лейтенант спас британский флот.
В годы Второй мировой войны бои с нацистами шли не только на суше. Апофеозом борьбы на море стала Битва за Атлантику - попытка "волчьих стай" немецких подводных лодок прервать снабжение Британских островов, уничтожая торговые корабли, следовавшие а порты Англии.
Битва за Атлантику шла с переменным успехом, и обе стороны несли большие потери. Желая переломить ход сражения, немцы применили новое и грозное оружие...
Грозная "мошка"
В 1943 году конвои, доставлявшие грузы в Британию, стали нести серьёзные потери. Корабли гибли внезапно, причём торпеды поражали только гребные винты. Английская разведка установила, что немецкие субмарины стали использовать акустические торпеды, которые шли к цели на шум корабельных винтов.
Британцы вскоре нашли противоядие против нового оружия. После того как гидрофоны засекали звук торпедного выстрела, капитан корабля отдавал команду застопорить ход, и торпеда не могла обнаружить неподвижный корабль. Но вскоре торпеды стали поражать корабли с застопоренным ходом. Транспорты союзников снова стали нести большие потери.
Летом 1944 года акустические торпеды стали взрываться и в Финском заливе. Похоже, что немцы стали применять на Балтике новые торпеды.
Утром 30 июля 1944 года германская субмарина U-250 потопила неподалёку от Койвисто (ныне город Приморск Ленинградской области) сторожевой катер МО-105. От взрыва "мошка" - так моряки называли эти небольшие корабли - переломился пополам. Почти весь его экипаж погиб. Но второй катер - МО-103, которым командовал старший лейтенант Коленко, - атаковал глубинными бомбами и потопил немецкую подлодку.
Из воды подняли шесть чудом спасшихся членов экипажа. Среди них оказался и командир лодки капитан-лейтенант Вернер Шмит. На допросе он рассказал много интересного. Оказывается, на борту погибшей лодки находились новейшие бесследные акустические торпеды "Цаункёниг" ("Крапивник"). Командующий Балтфлотом контр-адмирал Трибуц приказал поднять субмарину и добыть хотя бы один экземпляр секретной торпеды.
Переписка на высшем уровне
Это было сделать не так-то просто - финны обстреливали район подъёма лодки из артиллерии. Но всё же U-250 подняли со дна морского и отбуксировали в Кронштадт. Корпус её был вскрыт, в лодке обнаружили шифры, коды, инструкции и шифровальную машинку. Но главное - торпеды неизвестного образца. Это были самонаводящиеся акустические торпеды. Нашлась там и техническая документация к ним. Эти торпеды могли наводиться на атакуемый корабль даже при выключенном гребном винте на шум вспомогательного оборудования судна.
Изучением устройства торпед занялись советские конструкторы. Но слухи о том, что произошло в Выборгском заливе, дошли и до Британского Адмиралтейства. Вскоре Сталин получил личное послание от Британского премьера Черчилля. В нём были такие строки: "Советский Военно-Морской Флот информировал Адмиралтейство о том, что в захваченной подводной лодке были обнаружены две германские акустические торпеды Т-5... Адмирал Арчер просил советские военно-морские власти, чтобы одна из двух торпед была немедленно предоставлена для изучения и практического испытания в Соединённом Королевстве... Мы считаем получение одной торпеды Т-5 настолько срочным делом, что готовы направить за торпедой британский самолёт в любое удобное место".
Сталин согласился поделиться секретами с союзниками. Британские специалисты смогли не только увидеть препарированную Т-5, но и познакомиться с её подробным описанием.
Вскоре на вооружение британских кораблей поступил буксируемый акустический буй, получивший название "Хитрец". Он имитировал звук судовых машин и винтов. Обманутый "Крапивник" мчался к "Хитрецу" и взрывал его. Так победа МО-103 спасла жизнь многим английским и американским морякам.
zen.yandex.ru/id/5ff84ff81498361697c9ef17
Всем спасибо!
Если понравилось ставьте плюс!
Подписывайтесь на канал!