Найти тему
ГРИФ "СЕКРЕТНО"

ОХОТА НА "КРАПИВНИКА"

Как советский старший лейтенант спас британский флот.

В годы Второй мировой войны бои с нацистами шли не только на суше. Апофеозом борьбы на море стала Битва за Атлантику - попытка "волчьих стай" немецких подводных лодок прервать снабжение Британских островов, уничтожая торговые корабли, следовавшие а порты Англии.

Немецкая субмарина U-250 была поднята со дна моря и отбуксирована в док Кронштадта
Немецкая субмарина U-250 была поднята со дна моря и отбуксирована в док Кронштадта

Битва за Атлантику шла с переменным успехом, и обе стороны несли большие потери. Желая переломить ход сражения, немцы применили новое и грозное оружие...

Грозная "мошка"

В 1943 году конвои, доставлявшие грузы в Британию, стали нести серьёзные потери. Корабли гибли внезапно, причём торпеды поражали только гребные винты. Английская разведка установила, что немецкие субмарины стали использовать акустические торпеды, которые шли к цели на шум корабельных винтов.

Британцы вскоре нашли противоядие против нового оружия. После того как гидрофоны засекали звук торпедного выстрела, капитан корабля отдавал команду застопорить ход, и торпеда не могла обнаружить неподвижный корабль. Но вскоре торпеды стали поражать корабли с застопоренным ходом. Транспорты союзников снова стали нести большие потери.

Летом 1944 года акустические торпеды стали взрываться и в Финском заливе. Похоже, что немцы стали применять на Балтике новые торпеды.

Утром 30 июля 1944 года германская субмарина U-250 потопила неподалёку от Койвисто (ныне город Приморск Ленинградской области) сторожевой катер МО-105. От взрыва "мошка" - так моряки называли эти небольшие корабли - переломился пополам. Почти весь его экипаж погиб. Но второй катер - МО-103, которым командовал старший лейтенант Коленко, - атаковал глубинными бомбами и потопил немецкую подлодку.

Советский катер МО-103
Советский катер МО-103
Экипаж МО-103 с командиром старшим лейтенантом Александром Коленко
Экипаж МО-103 с командиром старшим лейтенантом Александром Коленко

Из воды подняли шесть чудом спасшихся членов экипажа. Среди них оказался и командир лодки капитан-лейтенант Вернер Шмит. На допросе он рассказал много интересного. Оказывается, на борту погибшей лодки находились новейшие бесследные акустические торпеды "Цаункёниг" ("Крапивник"). Командующий Балтфлотом контр-адмирал Трибуц приказал поднять субмарину и добыть хотя бы один экземпляр секретной торпеды.

Пятеро из шести спасшихся с U-250 моряков (слева направо): машинный старшина К-Х Фензен, второй штурман Х. Диркс, командир В. К. Шмидт, штурман Г. Ридель, матрос Р. Чарнке. Кронштадт, 1944 год.
Пятеро из шести спасшихся с U-250 моряков (слева направо): машинный старшина К-Х Фензен, второй штурман Х. Диркс, командир В. К. Шмидт, штурман Г. Ридель, матрос Р. Чарнке. Кронштадт, 1944 год.

Переписка на высшем уровне

Это было сделать не так-то просто - финны обстреливали район подъёма лодки из артиллерии. Но всё же U-250 подняли со дна морского и отбуксировали в Кронштадт. Корпус её был вскрыт, в лодке обнаружили шифры, коды, инструкции и шифровальную машинку. Но главное - торпеды неизвестного образца. Это были самонаводящиеся акустические торпеды. Нашлась там и техническая документация к ним. Эти торпеды могли наводиться на атакуемый корабль даже при выключенном гребном винте на шум вспомогательного оборудования судна.

Изучением устройства торпед занялись советские конструкторы. Но слухи о том, что произошло в Выборгском заливе, дошли и до Британского Адмиралтейства. Вскоре Сталин получил личное послание от Британского премьера Черчилля. В нём были такие строки: "Советский Военно-Морской Флот информировал Адмиралтейство о том, что в захваченной подводной лодке были обнаружены две германские акустические торпеды Т-5... Адмирал Арчер просил советские военно-морские власти, чтобы одна из двух торпед была немедленно предоставлена для изучения и практического испытания в Соединённом Королевстве... Мы считаем получение одной торпеды Т-5 настолько срочным делом, что готовы направить за торпедой британский самолёт в любое удобное место".

Повреждения U-250
Повреждения U-250

Сталин согласился поделиться секретами с союзниками. Британские специалисты смогли не только увидеть препарированную Т-5, но и познакомиться с её подробным описанием.

Акустическая торпеда Т-5
Акустическая торпеда Т-5

Вскоре на вооружение британских кораблей поступил буксируемый акустический буй, получивший название "Хитрец". Он имитировал звук судовых машин и винтов. Обманутый "Крапивник" мчался к "Хитрецу" и взрывал его. Так победа МО-103 спасла жизнь многим английским и американским морякам.

zen.yandex.ru/id/5ff84ff81498361697c9ef17

Всем спасибо!

Если понравилось ставьте плюс!

Подписывайтесь на канал!