Найти в Дзене

Как дух глиняного века позолотил дух поэта серебряного века

Оглавление

Константин Дмитриевич Бальмонт.

памятная медаль выпущенная в честь литератора К.Д.Бальмонта.
памятная медаль выпущенная в честь литератора К.Д.Бальмонта.

В известной книге пророчеств Священного Писания приведён образ времени в виде истукана с золотой главой, серебряной шеей, бронзовой грудью и животом, железными бёдрами и ногами, и глиняными ступнями. Начиная повествование о жизни известного поэта, эссеиста и переводчика из плеяды поэтов так называемого «серебряного века», - Константина Дмитриевича Бальмонта хочется распространить использование аллегорического образа времени, данного в Священном Писании, на повествование о том, как дух времени повлиял на историю возвышения его духовного состояния.

Современники Бальмонта называли его «вечная тревожная загадка». Он представлялся на Нобелевскую премию в области литературы как великий поэт. Родился 15 июня 1867 года в небольшой деревушке Гумнищи Владимирской губернии в семье коллежского регистратора Шуйского уездного суда Дмитрия и Веры Бальмонт. Мама его урожденная Лебедева была родом из семьи военного. Мать поэта активно участвовала в культурно просветительской деятельности. Именно она способствовала формированию гуманитарной направленности в личности Константина.

Мама не только научила его любить литературу, но и поделилась с ним своим «душевным строем», как вспоминал потом сам Константин. В семье было семь сыновей. Когда старших нужно было отдавать в школу, Бальмонты переселились в Шую. В 1876 году Костя начал обучение в Шуйской гимназии.

К.Бальмонт в детстве.
К.Бальмонт в детстве.

В 1884 году Бальмонт был исключен из гимназии за неуспеваемость и революционный дух. После немалых усилий мамы, сына приняли в другую гимназию. Ему приставили неофициального «надзирателя». После окончания гимназии, Константин попытался поступить в Московский университет, однако скоро был исключён из него из – за участия в студенческих беспорядках и конфликта с руководством вуза. Бальмонта исключили, арестовали, и на трое суток заперли в Бутырской тюрьме, а потом без суда и следствия выслали на родину. В то же время в Ярославле вышла первая книга его стихов, однако Константин собственными руками уничтожил основной тираж. Ввиду этого, у него проявились проблемы с психикой, которые проявились в попытке первого его самоубийства. Бальмонт получил серьезные травмы и после этого был год прикован к постели. Больше поэт не учился.

Считается, что первое произведение Бальмонта - сборник под названием «Под северным небом», который был очень тепло принят читателями. Бальмонта начали с удовольствием печатать модные журналы того времени, он стал невероятно популярным.

К середине 90-х годов Бальмонт вошёл в круг общения с самыми модными и популярными поэтами того времени и его самого начали воспринимать, как выдающегося поэта. В его стихах появляются «демонические» темы. Это особенно проявилось в сборнике «Злые чары», полный тираж которого был конфискован.

Константин Бальмонт с первой своей женой Ларисой Гарелиной.
Константин Бальмонт с первой своей женой Ларисой Гарелиной.

В 1905 году Бальмонт возобновил революционную деятельность, за что был принудительно выдворен из страны и отправлен в эмиграцию, где он продолжал писать и издаваться. Дух революционера присутствовал не только в поэзии Бальмонта, но и в реальной жизни. Он продолжал конфликтовать с властью, ненавидел царизм, написал гротескное сочинение об императоре Николае II-м. Бальмонт с радостью принял первую Русскую революцию, он познакомился и подружился с Максимом Горьким. Стихи этого периода получались у него в виде рифмованных листовок.

Константин Бальмонт.
Константин Бальмонт.

Опасаясь тюрьмы, он уезжает за границу и с 1906 по 1913 г.г. живет во Франции как политический эмигрант. Там поэт продолжает писать, однако у него начался период творческого упадка. В 1913-м поэт возвращается на Родину воспользовавшись амнистией в честь 300-летия дома Романовых . В это время Бальмонт много переводит, выступает с лекциями.

Революцию поэт, как и многие его друзья, встретил с огромной радостью даже с восторгом, как и все представители русской интеллигенции. Однако вскоре его начала ужасать анархия, захлестнувшая Россию и в книге «Революционер я или нет?» (1918) он заявил о повороте в своих политических пристрастиях, выразил негативное отношение к большевикам, представив их носителями разрушительного начала, подавляющими «личность» и объявляет о своём отходе от политики. Страну на длительное время захлестнула страшная анархия, от которой поэт пришел в ужас. Октябрьскую революцию он описывал уже как «хаос» и «ураган сумасшествия».

В 1920 году, он со своей третьей женой и дочерью переехал в Москву, где по политическим соображениям написал и опубликовал несколько хвалебных стихотворений, посвященных новой власти. Это ввело большевиков в заблуждение относительно лояльности поэта к новой власти, и они разрешили ему поездку за рубеж, якобы в творческую командировку. Обманув таким образом власть, Бальмонт навсегда покидает СССР и через Ревель добирается до Парижа. Такой поступок возмутил Максима Горького и между ним и Бальмонтом разгорелась смертельная вражда.

В эмиграции вышли две его автобиографические книги - «Воздушный путь» и «Под новым серпом». Вплоть до середины 30-х годов Бальмонт много путешествовал, посетил почти все европейские страны, объездил весь мир и успешно выступал перед публикой. Он посетил даже отдалённые страны Океании, но огромное впечатление на него произвела Мексика. Всего же он совершил несколько кругосветных путешествий. Между тем, Русская эмиграция постепенно охладела к нему. Из-за этого поэт ощущает боль отрешённости от основных масс русской эмиграции, и это чувство усугубляется стремлением к уединённой жизни, он ищет пристанища вдали от Парижа и поселяется в маленьком местечке на побережье Атлантики.

Единственной отрадой Бальмонта-эмигранта на протяжении двух десятилетий оставалась возможность вспоминать, мечтать и «петь» о России. С огромной силой разгорелась в нём тоска по Родине. Название одной из посвященных Родине книг «Мое – Ей» (1924) последний творческий порыв поэта. До середины 1930 – х г. г. творческая энергия Бальмонта позволила ему написать ещё порядка 22 – х томов новых произведений. Но никакого интереса к нему со стороны прежних читателей, ни нового читателя, ни избавления от нужды это не принесло.

В зарубежном творчестве Константина Бальмонта громко прозвучали новые мотивы тех лет – религиозная просветленность его переживаний. В 1937 году вышел последний сборник поэзий Бальмонта - «Светослужение», после которого он больше не написал ни строчки. Характерной чертой его творчества в период эмиграции стал пантеизм, а также со временем христианская хотя, впрочем, не православная вера в Бога. Однако, и в пантеизме Бальмонта много искусственного, слишком много от себя надуманного.

Творческий закат обострил его проблемы со здоровьем. На протяжении всей жизни, они периодически проявлялись в неоднократных попытках самоубийств в основном из-за творческих неудач и переживаний в личной жизни. С середины 1930-х все отчетливей проявляются признаки душевной болезни, сопровождавшей последние годы жизни поэта.

Обострению душевной болезни поэта способствовала его крайне неупорядоченная частная жизнь. В свой первый брак Константин вступил в возрасте 22 – х лет. Его избранницей стала дочь купца Лариса Гарелина. Семья поэта была настроена крайне отрицательно против этого брака, однако Бальмонт поступил вопреки воли близких, он пошёл даже на разрыв с семьей, лишь бы вступить в этот брак.

Он, однако оказался неудачным и непродолжительным. Невыносимая обстановка толкнула поэта на попытку самоубийства. Бальмонт пытался выброситься из окна своей квартиры, расположенной на третьем этаже. Попытка оказалась неудачной, он год пролежал прикованным к постели, и после этого всю жизнь хромал. В этом браке у поэта родилось двое детей. Первенец умер еще младенцем, а у второго сына обнаружилось психическое заболевание.

С поэтессой Миррой Лохвицкой (Марией Александровной Лохвицкой) К.Бальмонт познакомился, предположительно в Крыму, в 1895 году. Сближение было предопределено общностью занятий и интересов, а также взаимной симпатией двух поэтов; вскоре вспыхнула и искра взаимного чувства, отразившегося в поэтической переписке. «Литературный роман» Лохвицкой и Бальмонта получил скандальную огласку; все считали, что оба поэта были физически близки, причём отмечается что с этой связи начались прочие любовные увлечениям поэта. Это чувство не могло привести к союзу между ними, так как М.Лохвицкая к тому времени уже много лет состояла в браке и даже родила пятерых сыновей, которым отдавала всю свою душу.
Сам Бальмонт скрывал ото всех свой роман с Лохвицкой утверждая, что их связывала лишь «поэтическая дружба». Но, как характеризовали Лохвицкую люди хорошо её знавшие, «свой долг жены и матери она чтила свято, однако была не в состоянии загасить вовремя не потушенное пламя». Документально ни подтвердить, ни опровергнуть это стало впоследствии невозможно. В конце 1890-х годов здоровье Лохвицкой стало стремительно ухудшаться. Она жаловалась на боли в сердце, хроническую депрессию и ночные кошмары. Лохвицкая, как считают, страдала от сердечного заболевания, дифтерита и Базедовой болезни. В декабре 1904 года её болезнь обострилась; как позже говорилось в некрологе поэтесса «порой с большим пессимизмом смотрела на своё положение, удивляясь, после ужасающих приступов боли и продолжительных припадков, что она ещё жива». Лохвицкая умирала мучительно: её страдания «приняли такой ужасающий характер, что пришлось прибегнуть к инъекциям морфия». Под воздействием наркотика, последние два дня жизни больная провела в забытьи, а скончалась во сне, 27 августа 1905 года в возрасте 36 – ти лет..

Через шесть лет после развода с Ларисой Гарелиной, поэт вступил во второй брак с Екатериной Андреевой, с которой они вместе занимались литературной деятельностью, много переводили. Всё шло хорошо до тех пор, пока Бальмонт не увлёкся новой женщиной. Она прельстила его обожанием как страстная поклонница его таланта, а он влюбился в неё как в молодую неотразимую красавицу. Звали её Елена Константиновна Цветковская. Сойдясь с Еленой Цветковской, он начал разрываться между ней и семьей. Со своей сожительницей по нескольку месяцев в году путешествовали по Европе. Запутавшись в своих отношениях между двумя женщинами, из-за невыносимых душевных мук, он вновь решился на самоубийство и выбрал тот же способ, что и в первый раз.

В конце концов, ради любовницы, родившей ему дочь, он бросил жену с первой дочерью и сбежал с новой возлюбленной и дочерью от неё в эмиграцию во Францию, оставив законную жену в большевистской России.

Очередной пассией в заграничный период стала у него Дагмар Шаховская, которой поэт посвятит 858 любовных писем, наполненных нежными чувствами. Этот роман привёл к рождению двух детей – мальчика Жоржа и девочки Светланы.

Двойная жизнь угнетала Бальмонта, что вскоре переросло в депрессию. Это привело к тому, что поэт решил вновь, уже в третий раз выпрыгнуть из окна. Но, как и в первых двух случаях, - он остался жив. После долгих раздумий Бальмонт принял решение остаться с Еленой и Миррой. В итоге оказалось, что в самые сложные периоды жизни поэта его поддерживала именно третья незаконная его жена Елена Цветковская . Она была рядом, как говорится, «в горе и радости», в самые трудные периоды его жизни.

Эмиграция сильно сказалась на эмоциональном состоянии поэта. Бальмонт невероятно тосковал по родине, но несмотря на ухудшение здоровья и нищету он не мог даже мечтать о возвращении домой. Проживал прославленный поэт в течении многих лет в дешевой квартире, в которой было разбито окно. Семья Бальмонтов в полной мере ощутила нищету. Средства на жизнь он изредка получал от фондов помощи русским. Их катастрофически не хватало. В 1937-м доктора диагностировали у Бальмонта тяжёлое психическое заболевание. Оно усугубило материальные лишения его и его семьи. Начиная с 1935 года, он попеременно проживает то в доме призрения, то в дешевой съемной квартире. Последние годы жизни поэт пребывал попеременно то в доме призрения для русских, который содержала М. Кузьмина-Караваева (во святых, в монашестве - мать Мария), то в дешёвой меблированной квартире В редкие минуты прозрения он пытался перечитывать "Войну и мир" и свои старые произведения.

Константин Бальмонт умер 23 декабря 1942 года в приюте под названием «Русский дом» рядом с Парижем в местечке Нуази-ле-Гран, во Франции в период оккупации Франции нацистами. Скончался он от воспаления легких, нищим и забытым. Местом его упокоения стало католическое кладбище того же поселения, в котором он и умер, куда в последний путь его пришло проводить всего несколько человек. Его возлюбленная Елена Цветковская была ему настолько предана, что не смогла смириться с его смертью и ушла вслед за ним в 1943 - м году.

Мать Мария (Кузьмина-Караваева)
Мать Мария (Кузьмина-Караваева)

_______________________________ЭПИЛОГ_______________________________________

Вот как выражались в творчестве поэта его пантеистические увлечения:
- Поэт пишет: «Огонь, Вода, Земля и Воздух, - четыре царственные стихии, с которыми неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении». «Огонь - тройственная стихия, пламя, свет и теплота, тройственная и седьмеричная (?) стихия, самая красивая из всех».

- ...«Дух больной» поэта, ища себе отклика в природе, останавливается особенно часто на «хмуром северном небе», «скорбных плачущих тучах», «печальных криках» серой чайки. В нем зреет убеждение, что можно уйти «за пределы предельного, к безднам светлой Безбрежности» и тогда «мы домчимся в мир чудесный, к неизвестной Красоте».

- ... Хочется кликнуть к Духу Земли: «Восстань и измени все!» К творящему Духу Земли воскликнуть, который любит чистый воздух, раннее Солнце, встающее из-за степи, из-за луга, из-за поля - без преграды, выходящее над лесом, хоть не сразу, но без преграды.

В следующих произведениях Бальмонта: «Будем как Солнце», «Только Любовь», «Литургии красоты», «Ангелы опальные», «Художник дьявол», как в самих названиях, так и по содержанию звучат вполне христианские мотивы.

В отношении достижений Европейской и мировой цивилизации поэт был настроен крайне скептически и указывал на губительные её последствия для души человека. О техническом прогрессе он высказывался следующим образом:

- «Как пьяный человек не может не браниться, не кричать, не задевать, не махать руками, не опрокидывать, не опрокидываться, так самодвижущаяся машина не способна не повторять пьяного человека».

«Ведь самодвижущейся машиной вовсе не управляет тот безмозглый идол, который сидит в некрасивой позе на ее передке. О нет. Она им управляет и, бездушно, но неизбежно развивая судорожную стремительность пьяных рук и нетрезвых ног, мчится черт знает куда, несется черт знает, как и несет на своем передке человекоподобного дьявола с наглыми глазами и вполне бессовестного. Если этот дьявол заденет ни в чем не повинного прохожего, шваркнет его об мостовую, выбьет у него мозг, машина шепнет дьяволу: «Удвой ход, учетвери скорость».

И вместо того, чтобы остановиться и помочь пострадавшему, свезти раненого в больницу или убитого в покойницкую, сей кентавр нового образца примется изо всех сил улепетывать, иногда волоча в этом благородном беге на одном из своих колес зацепившуюся жертву, убитого, еще и еще раз убиваемого с каждым новым поворотом подло убегающего колеса.

Такой случай в точности был, в области моей осведомленности. Убийца был богач и остается жив, здоров и богат. Поймали его, судили его, отговорился бессознательным состоянием после сытно-пьяного завтрака у свояченицы. Приговорили его посидеть под арестом несколько недель да заплатить вдове убитого три гроша с половиной, ей этого хватит на год жизни в столице. Миллионы чудовища остались с ним, столь же непотревоженными, как его совесть, ежели таковая имеется.

Рассказанный мною случай не есть что-то исключительное. Да как этим случаям и не быть, если нет ни внешней, ни внутренней сдержки?

К некоторому миллиардеру Аргентинцу, проживающему в городе Париже, поступила на службу моя хорошая знакомая. Узнает от его жены, что с ним было подобное же злоключение. В наивности молодости спрашивает ее: «Это, должно быть, большое для него несчастие?» - «Да, - отвечала со вздохом и с неудовольствием честная дама. — Это неприятно: пришлось зря платить деньги».
Воскликнуть нельзя здесь. Можно только нестройно закричать. И кричащего посадят за решетку. Здесь может только целый город кричать, глупо гоготать, как многоголовый, гигантский серый гусак, скроенный Дьяволом из камня и железа.

О духовном кризисе русской цивилизации вообще и интеллигенции в частности интеллигенции он пишет так:
- «И ещё один Русский поэт уже не первый, а один из многих усерднейших делателей той революции, которая его прикончила, задохся от дурного духовного воздуха. Отравился. Спасли его. Достал револьвер. Пуля пробила ему сердце. Почему не пронизала она сердце кому-нибудь из тех палачей, которые волчьей стаей его затравили, а когда он мученически умер, они не разрешили даже поговорить о нем другим писателям, способным писать о чем-то в воздухе убийства и угнетения?».
- «Мне вспоминается солнечное утро в Москве тех дней, когда ненавистный Большевизм еще творил свое сатанинское дело ощупью, не смея поверить в свои дьявольские успехи и одобренные лреисподней отверженные начинания. Я сижу в гостях у Сергея Александровича Кусевицкого, в его художественном доме, в одном из Арбатских переулков, как раз насупротив того нарядного дома, где засел Мирбах, убитый Блюмкиным, на глазах одной из моих близких знакомых».
- «Убожество, бесконечное убожество Русских людей, не умеющих и не хотящих сбросить с себя недостойное иго. Есть минуты, когда мне больно быть Русским. И все же - и все же - только русскую душу я люблю целиком, я жду, что она проснется».

Наиболее известные стихотворения Бальмонта о Боге и о богах .

В списке 45 стихотворений о Боге написанных Константином Дмитриевичем Бальмонтом, которые так или иначе отражают его религиозные чувства.

- Одна есть в мире красота…
- Бог создал мир из ничего...
· Верьте мне, обманутые люди...
· Бог и Дьявол
· Драгоценные камни
· Пронунсиамиэнто
· К случайной
· Молитва
· Благовещенье в Москве
· В прозрачных пространствах Эфира
· Мудрецы говорят
· Наговор на недруга
· Далеким близким
· Глубинная книга
· В начале времен
· Самоутверждение
· Фра Анджелико
· О, да, молитвенна душа…
· Волх
· Перун
- Пробуждение
· Перед цветным оконцем
· Велес
· Еще необходимо любить и убивать...
· Чет и нечет
· Засветилася лампада…
· Радуга
· Как знать!
· Зачем?
· К Перуну
· Майя
· Белая пташка
· Ребенок («Полозья проскрипели…»)
· Одинокому
· Ярило
· Воззвание к Перуну
· Круговорот
· Бог погода
· Скорбь Агурамазды
· Спящая Мадонна (Сассоферрато, в музее Брера, в Милане)
· Скифы
· Из Зенд-Авесты
· Из Упанишад
· Стих вечерний
· Ещё необходимо любить и убивать.

Стихотворения Константина Бальмонта.

Одна есть в мире красота…

Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота
Одна есть в мире красота
— Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.

Крещение

Мы крестились Христом,
Мы крестились крестом,
Обвитым звездами, цветами.
Мы крестились Водой,
Навсегда молодой,
Мы крестились Огнем.
Часом ночи и днем,
Мы за Солнцем идем,
И звездами.
Мы в Христа облеклись,
Мы как свечи зажглись,
В Пасхальном сияющем храме.
Мы возникли как звон
В аллилуйе времен,
Серафимы — в одном,
Херувимы — в другом,
Мы с Христом, он во всем,
Со звездами.

О, только бы знать, что могу я молиться:

О, только бы знать, что могу я молиться,
Что можно молиться, кому я молюсь!
О, только бы в мыслях, в желаниях слиться
С тем чистым, к чему я так жадно стремлюсь!
И что мне лишенья, и что мне страданья,
И что мне рыдающих струн трепетанья, —
Пусть буду я ждать и томиться года,
Безумствовать, падать во тьме испытанья, —
Но только бы верить всегда,
Но только бы видеть из бездны преступной,
Что там, надо мной, в высоте недоступной,
Горит — и не меркнет Звезда!

Колыбельная песня

Липы душистой цветы распускаются…
Спи, моя радость, усни!
Ночь нас окутает ласковым сумраком,
В небе далеком зажгутся огни,
Ветер о чем-то зашепчет таинственно,
И позабудем мы прошлые дни,
И позабудем мы муку грядущую…
Спи, моя радость, усни!

Бедный ребенок, больной и застенчивый,
Мало на горькую долю твою
Выпало радости, много страдания.
Как наклоняется нежно к ручью
Ива плакучая, ива печальная,
Так заглянула ты в душу мою,
Ищешь ответа в ней…
Спи! Колыбельную
Я тебе песню спою!

О, моя ласточка, о, моя деточка,
В мире холодном с тобой мы одни,
Радость и горе разделим мы поровну,
Крепче к надежному сердцу прильни,

Мы не изменимся, мы не расстанемся,
Будем мы вместе и ночи и дни.
Вместе с тобою навек успокоимся…
Спи, моя радость, усни!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Все русские поэты-классики, Стихотворные произведения.

2. Константин Дмитриевич Бальмонт, биография.

3. Ваттпад, Константин Бальмонт, стихотворения.

Sabbas.
Sabbas.