Когда асы и ваны, боги и богини закончили войну, они совершили интересный обряд, в знак заключения перемирия. Они по очереди подходили к большому чану и плевали внутрь. Из собранной слюны они создали существо по имени Квасир или Квазир. На древнем скандинавском языке это звучит как Kvasir.
Самое любопытное, что слово «квас», образованное от глагола «киснуть» имеет общеславянское происхождение. Так же подобное слово, означающее «отвар» можно встретить в древнеиндийском языке kvathas. Это говорит о сильном влиянии славянской культуры на формирование верований викингов.
Судя по всему, скандинавские боги собрались вокруг большого чана и попросту «заквасили» в честь перемирия, квас видимо был достаточно крепок. Это культурное мероприятие нашло отображение в образе Квасира.
Квасир был самым мудрым человеком, который когда-либо жил; он знал ответы на все вопросы, у него на все был утвердительный ответ. Это очень хорошо отражено в изречении, что «Истина в вине» или квасе. В любом случае легенда гласит, что Квасиру удалось принести мир непримиримым богам. Он прославился и путешествовал по миру, давая советы людям, но люди не слушали его, и он вернулся в Свартальфахейм родину гномов.
Квасира пригласили в дом двух гномов, Фьялара «Обманщик» и Галара «Крикун». Коварные гномы напали на Квасира, собрали его кровь и сварили на его основе напиток «мед». Этот мед содержал в себе способность Квасира передавать мудрость и получил соответствующее название Одрерир «Эликсир вдохновения». Иногда Одрериром называют сосуд, в котором хранился мед вдохновения, позже он станет прообразом чаши Грааля. Кстати, Иисуса тоже вероломно убили и собрали его кровь в чашу Грааля. Очевидно, что это не просто совпадение. Но вернемся к напитку вдохновения. Любой, кто выпил бы его, стал бы поэтом или ученым.
Когда боги спросили их об исчезновении Квасира, Фьялара и Галара, гномы солгали им, что Квасир сам подавился своей мудростью.
Двум гномам явно нравилось то, что они сделали. Вскоре после этого они выманили великана Джиллинга в море и утопили его ради забавы. Так же они погубили жену великана, ибо их раздражали звуки плача бедной великанши.
Сын Джиллинга по имени Суттунг, узнал об этом, он схватил гномов и во время отлива унес их к рифу, который вскоре накрыли волны. Гномы умоляли сохранить их жизни, и Суттунг удовлетворил их просьбу только тогда, когда они согласились отдать ему мед, который они сварили. Суттунг спрятал чан с медом в пещере под горой Хнитбьорг, и заставил свою дочь Гуннлод присматривать за ним.
Одину, главе богов, который неугомонен и неудержим в своем стремлении к мудрости, не давал покоя драгоценный мед, припрятанный под горой. Он поставил перед собой цель, заполучить его для себя и тех, кого он считал достойным его сил.
Под видом бродячего батрака Один отправился на ферму брата Суттунга, Бауги. Там он нашел девять слуг, косивших сено. Он подошел к ним, достал из-под плаща точильный камень и предложил заточить им косы. Они с радостью согласились и после удивились тому, как хорошо их косы режут сено. Они заявили, что это лучший точильный камень, который они когда-либо видели. Каждый захотел его заполучить. Один согласился продать его. Затем он подбросил камень в воздух, и, пытаясь поймать его слуги передрались.
Затем Один подошел к двери Бауги и представился как «Бёльверкр» (вольный рабочий). Он предложил выполнить работу девяти слуг, которые, как он сказал, потеряли работоспособность в результате ссоры. В качестве награды он потребовал глоток меда Суттунга.
Бауги ответил, что у него нет доступа к меду, и что Суттунг ревностно его охраняет, но что, если Бёльверкр действительно сможет выполнять работу девяти человек, он поможет очевидному батраку осуществить свое желание.
Один выполнил свое обещание гиганту, и тот согласился отвести его к Суттунгу, чтобы узнать о меде. Суттунг, однако, сердито отказался. Замаскированный бог, напомнив Бауги об их сделке, убедил гиганта помочь ему получить доступ к жилищу Гуннлода. Они двое подошли к той части горы, которая, как знал Бауги, была ближайшей к подземному хранилищу. Один вынул из своего плаща бур и передал его Бауги, чтобы тот просверлить скалу. Гигант так и сделал и после долгой работы объявил, что дыра закончена. Один дунул в дыру, чтобы проверить заявление Бауги, и когда каменная пыль ударила ему в лицо, он понял, что его товарищ солгал ему. Затем подозрительный бог велел гиганту закончить то, что он начал. Когда Бауги во второй раз объявил, что дыра готова, Один снова дунул в дыру. На этот раз обломки вылетели через дыру.
Один поблагодарил Бауги за помощь, принял форму змеи и полез в нору. Бауги попытался ударить его, но Один успел.
Оказавшись внутри, он принял облик очаровательного молодого человека и направился туда, где Гуннлод охранял мед. Он завоевал ее расположение и она пообещала ему, что даст ему три глотка меда. После третьей ночи Один пошел к меду, и выпил все одним глотком.
Затем Один снова изменил свою форму, на этот раз в форму орла, и полетел к Асгарду, небесной цитадели богов, с добычей в горле. Суттунг вскоре обнаружил эту уловку, принял облик другого орла и полетел в погоню за Одином.
Когда боги заметили, что их вождь приближается, а Суттунг догоняет его, они выставили несколько сосудов у края своей крепости. Один достиг обители своих собратьев-богов прежде, чем Суттунг смог поймать его, и великан отступил в мучениях. Когда Один подошел к сосудам и срыгнул в них мед. Однако, когда он это сделал, несколько капель упали с его клюва в Мидгард, мир человечества, расположенный внизу. Эти капли, источник способностей всех плохих и посредственных поэтов и ученых. Но настоящие поэты и ученые, те, кому Один лично и с осторожностью раздает свой мед.
Спасибо, что прочитали статью