Я из того поколения, которое застало фронтовиков, это были наши дедушки и бабушки. 9 Мая всегда был общим праздником, всегда демонстрация цветы, праздничный стол. Я читала о войне, смотрела фильмы, слушала рассказы ветеранов на уроках мира в школе. Все это было.
Как и большинство участников войны, мой дед не любил рассказывать о том времени, но и то, о чем рассказывал, воспринималось скорее, как занятные истории. О войне я его не расспрашивала. Почему? Да потому, что мне все и так известно (во всяком случае, было такое ощущение), вон сколько твердят о войне и о победе, да и уроки в школе, что там ещё такого было, что я не знаю. А 9 Мая - праздничное настроение, потому, что май, весна, тепло, выходной, ну и, конечно, Победа (вот именно в такой последовательности).
Мне потребовалось чуть больше 40 лет жизни, чтобы осознать сущность этого праздника.
К этому времени, в связи с наступившими переменами в личной жизни, появившимся свободным временем, острой уже необходимостью поправить здоровье, я начале бегать. Постепенно короткие пробежки, благодаря моим новым знакомым, стали превращаться в длительные забеги. Как то так сложилось, что во все дни моего участия в длительных забегах, была приличная погода, мне везло, но понятно, что так не могло продолжаться до бесконечности.
И вот очередной выходной. Мы планировали пробежать в тот день 42 км с большой остановкой, после 21 км в кафе. Маршрут проходил практически от моего дома до кафе и потом обратно. Большая часть дороги идет между полей, где транспорт практически не встречается, так что всё, в целом, было спланировано подробно. Ранее этот маршрут я уже один раз бегала, и поэтому рассчитывала, что у меня будет обычный тренировочный день с длительной тренировкой. Никаких открытий я не ждала.
Утором, в день забега, выяснилось, что погода портится, поднимается ветер. Это было в марте, обочины дороги растаяли, повсюду разлились лужи, сама обочина превратилась в жидкую грязь. Часть маршрута проходит по небольшому отрезку весьма оживленной трассы.
Мы выбежали.
Я так и не обзавелась зимними кроссовками, ноги промокли полностью на первом километре пути. Впрочем, в тот день даже обладатели зимних кроссовок не остались с сухими ногами, ноги промокли у всех, что если только на полчаса попозже.
С неба что-то неспешно сыпало, то ли снег, то ли дождь. Встречные машины окатывали фонтанами мелких грязных брызг, уходить на обочину не хотелось, но деваться было некуда, и периодически я погружалась в вязкую ледяную жижу.
Наконец мы свернули с трассы в деревню, а затем, миновав её, устремились в сторону горизонта.
Бежалось приятно, болтали, смеялись. Бодрый ветерок подталкивал в спину. 10, 15, 18 км, стало тяжеловато, но вот сейчас последний тягунок и кафе.
Большинство моих товарищей по бегу в лучшей, чем я, спортивной форме. Но я дотянула до кафе. Сладкий чай, блинчики со сгущенкой. Сняла верхнюю одежду. Футболка, кофта у меня совсем мокрые. Но я пила горячий чай, мне было тепло, вкусно и приятно. Пока мы сидели в кафе, ветер усилился, пошел мокрый липкий снег.
Сколько не сиди, а надо возвращаться домой.
Ветер прямо в лицо. Очки залеплялись снегом, под ногами образовалась мокрая и скользкая каша.
Я побежала вперед, не дожидаясь остальных, поскольку они все равно догонят и обгонят меня. Несмотря на то, что на руках у меня были одеты варежки, кисти рук тут же замерзли, от холодного ветра заболели пальцы на ногах. Ветер был настолько сильный, что на груди, где проходит молния куртки, было ощущение, что одежды вообще нет. Я понимала, что для того, чтобы начать чувствовать пальцы рук и ног, мне надо бежать быстрее, но к этому моменту за спиной было больше 22 км и сил на быстрый бег у меня просто не было.
Я боролась. Я очень старалась. Я бежала, то прижимая руки к груди, чтоб хоть на время согреть грудную клетку, закрыв её от пронизывающего ветра, то пряча руки в карманы, чтобы теперь их прикрыть от ветра дополнительным слоем одежды и хотя бы ощутить свои пальцы.
Дорога петляла, и через какое-то время мне пришлось одну руку прижать к правому уху и шее, потому, что никакой капюшон куртки не спасал от ледяного ветра.
И вот в этот момент, я вдруг вспомнила о всех тех, кто защищал нашу страну в годы войны. Все пришло как-то разом. Мне нужно было себя сытую, здоровую, в целом одетую по сезону, заставить добраться до дома, где ждала горячая ванна, тарелка щей, чай и конфеты.
И это казалось невозможным. Мне было тяжело, плохо, больно, снег хлестал в лицо, временами порывы ветра заставляли перейти на шаг. И вот именно в этот момент перед моим внутренним взором проходили виденные ранее, привычные кадры кинохроники военных лет.
На этой полевой дороге я приблизилась к пониманию того, что пережили солдаты, что пережила вся наша страна в годы Великой Отечественной Войны. Только вот там, среди заснеженных полей, я осознала, что вот так вот, только полуголодные, уставшие, с полной выкладкой, оружием, шли они по дорогам России, тащили и толкали, завязшие в лужах пушки, рыли окопы, мокли под дождем, проваливались в снег… и умирали, молодые, полные надежд, желаний, планов на мирную жизнь.
Только через свою боль я смогла приблизиться к осознанию боли того поколения, пережившего войну.
Я потом сдалась, не добежала, меня подвез на машине какой-то мужчина. Придя весной на кладбище к своим бабушкам и дедушкам, я впервые в жизни, сказала им спасибо за Победу!!!
9 МАЯ! Теперь это совсем иной для меня праздник – День Победы!