Ещё летом 2020 года губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выступил с несколькими инициативами, касающимися мусорной проблемы реформы в подведомственном ему регионе. Многие проблемы затрагивают такие моменты, как то, что более половины отходов, размещающихся в области, едут из Петербурга или о том, что по расчётам все полигоны, а их на тот момент было 15, будут заполнены в ближайшие пару лет, т.е. примерно к 2023 году.
И вот потихоньку его намерения воплощаются в жизнь: о создании единого оператора по обращению с отходами Ленобласти и Петербурга мы уже писали, теперь дошла очередь до незаконных свалок отходов, мусорных полигонов и вообще транспортирования мусора по области.
На днях областное правительство приняло закон, конкретизирующий деятельность перевозчиков и полигонов с отходами.
Этапы внедрения законопроекта
Напомним вкратце историю прохождения данного закона:
· В июле 2020 года была публично высказана инициатива о жёстком регулировании обращении с отходами в Ленобласти; самого закона, по-видимому, на тот момент ещё не было;
· 07 декабря закон был внесён на рассмотрение законодательного собрания Ленобласти и опубликован на соответствующем портале;
· В тот же день он был обсуждён и принят в 1-м чтении;
· 22 декабря этот закон обсудила в профильная комиссия по экологической защите населения Санкт-Петербурга, т.к. он влияет и на деятельность по обращению с отходами и в самом Санкт-Петербурге. Были высказанные некоторые опасения (о них ниже) и свои предложения;
· Ко второму чтению было добавлено более 20 поправок из который 12 в итоге приняли;
· 27 января 2021 года закон приняли во 2-м и 3-м чтениях сразу.
Основные моменты закона
В некоторых своих пунктах новый закон дублирует или формализует положения федерального законодательства, поэтому этого не будем касаться, а только обозначим моменты, которых ранее нигде не было:
1) С 2023 года нельзя будет захоранивать отходы, которые можно утилизировать на территории Ленобласти. Т.е. тут не говорится о полном запрете на размещение всех отходов, а только тех, которые нельзя утилизировать именно в Ленобласти. Правда теоретически возможно создание мощностей по переработке всех видов отходов, и тогда запрет будет полным, но то, что такие мощности возникнут менее чем за 2 года слабо верится. Даже, всеми нелюбимые, мусоросжигательные заводы будут проектироваться, обсуждаться и строиться дольше.
Далее пойдут нормы, вступившие в силу уже в 2021 году:
2) Определяется что такое незаконная свалка и её параметры - таковой она будет является, если её площадь более 10 кв. метров (эдакий квадрат 3х3 метра) и объём расположенных там отходов более 5 куб. метров.
3) Перевозчикам отходов необходимо будет получать «Разрешение на перемещение отходов в Ленинградской области». Это новый документ, по сути, дублирующий лицензию по обращению с отходами, его необходимо будет получать всем, кто возит отходы, даже физическим лицам. Правда есть ограничение – данный документ необходим если объём отходов превышает 5 куб. метров.
4) Выше обозначенное «Разрешение на перемещение отходов» должно иметь QR -код, по которому и будет происходит идентификация перевозчика отходов. Вот к этому моменту и возникли вопросы у представителей экологического сообщества Санкт-Петербурга: это ведь может бюрократизировать уже более-менее налаженный процесс вывоза отходов из города, а это в свою очередь может стать проблемой уже для конечных потребителей (т.е. жителей многоквартирных домов).
5) И конечно же увеличение штрафов за незаконный вывоз отходов. Этот пункт имеет свои особенности, поэтому разберём его подробнее.
Штрафы за нарушение транспортирования отходов
Итак, данные закон так же ещё и внёс изменения в Закон Ленинградской области N 47-оз от 02.07.2003 года «Об административных правонарушениях» и добавил туда п.5.12. Проше говоря это пункт про штрафы за нарушение условий перемещения отходов по территории Ленобласти:
· Физические лица – 50 000 – 100 00 руб.
· Должностные лица – 500 000 – 900 000 руб.
· ИП – 500 000 – 900 000 руб.
· Юр. лица – 1 000 000 – 1 500 000 руб.
Данные драконовские штрафы сделаны для того, чтобы «серые перевозчики» не представлялись физ. лицами, которые ранее платили 2000 – 3000 руб. штрафов. Идея вроде здравая, но посмотрим на правоприменение.
И имеется ещё один занятный момент – введённые штрафы выше, чем в КоАП РФ, а значит областное правительство превысило свои полномочия. На это им уже указали и даже прокуратура в принципе согласная с тем, что штрафы нужно увеличить, формально выступила против, т.к. не могла сделать иначе – ведь тут превышение полномочий, и если бы они «не заметили» этого, то наказали бы уже их.
В общем посмотрим, как ситуация будет развиться и когда появятся подробности применения нового закона мы об этом напишем.
Всем успехов и до встречи на нашем канале!