Приветствую всех тех, отчаянных и бодрых, кто решился сдавать литературу на уровне ЕГЭ. В первой и второй частях КИМа имеются вопросы № 9 и 16, которые я буду называть вопросами-сравнениями. Каждый из них приносит по 10 первичных заветных баллов, но отрабатывать их надо потом и кровью. Почему? Отвечу по пунктам:
🤷♀️ К исходному (данному в КИМе) произведению требуется подобрать еще 2, которых у вас нет под рукой. Опора только на знания и память.
🤷♀️ В № 9 нужно анализировать эпос, драму или лироэпос, то есть то, что содержит сюжет, и это вполне реально. А вот в № 16 надо рассмотреть и сопоставить стихотворения, что весьма затруднительно. Ведь они часто бессюжетны и абстрактны.
🤷♀️ Прочтения кратких изложений чаще всего недостаточно, чтобы качественно написать вопрос-сравнение, так как многие детали там не указаны. А спрашиваться может что угодно: в каких произведениях изображены нравы чиновничества, поединки чести, где представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом, где дан собирательный образ провинциального города… (примеры взяты из КИМа ЕГЭ 2021 года)
🤷♀️ В вопросах-сравнениях, как и в сочинении, требуется работа с текстом произведений. Нужно приводить цитаты или пересказывать фрагменты близко к тексту. Если ссылок на текст нет – снимаются баллы.
🤷♀️ Время на выполнение задания крайне ограничено. На вопрос-сравнение можно потратить только 30-40 минут максимум. За 3 часа 55 минут нужно написать 5 письменных работ и решить тест. Три из пяти: сочинение № 17 и 2 вопроса-сравнения объемны. В сочинении должно быть не менее 200 слов, а в вопросах-сравнениях – по 10 предложений в каждом. Но цифра эта весьма условна. Для того чтобы качественно сопоставить 3 произведения порой и 200 слов мало.
Как же написать № 9 и 16 на максимум?
Следуйте инструкции:
1. Всегда составляйте на черновике схемы.
В литературе так же, как и в любой точной науке, мысль надо структурировать. Выделяйте из вопроса тему и пишите ее как заголовок. Тема всегда очевидна - она кроется в вопросе, который вам задают.
Например: Герои каких произведений русской классики попадают в чуждый для них мир и в чем их можно сопоставить с Печориным?
Темой будет – герои в чуждом мире (в новых условиях).
Затем ставьте 3 стрелки, под которыми и будут обозначены произведения, взятые для анализа. Первое всегда известно – это то, что вам дано. Вторые два выбираете самостоятельно. Только помните, что они должны соответствовать теме и быть вам знакомы. Берите такие, какие сможете сопоставить хотя бы по двум пунктам.
😊 Спойлер: Для темы «Герои в чуждом мире» я бы предложила произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль» (Стародум в доме Простаковых), А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Александр Чацкий в фамусовском обществе), А.Н. Островского «Гроза» (Катерина в доме Кабанихи), И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Евгений Базаров в доме Кирсановых).
2. Когда вы определились со всеми тремя произведениями, анализируйте их тезисно. Так проще сопоставлять. В каждой колонке должно быть по 3-4 тезиса. Ни в коем случае не расписывайте на черновике вопросы полностью, потому что: 1. потеряете очень много времени: 2. не сможете сопоставить их качественно, так как не будете видеть пункты для сравнений.
Для четкого и подробного сравнения произведения из кодификатора необходимо читать полностью – это в идеале, или хотя бы в подробном кратком изложении. Но с этим будьте внимательнее – в кратких пересказах много неточностей и фактических ошибок.
Тезисный план должен выглядеть так:
Расшифровка:
Григорий Печорин (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
1. Печорин - "лишний человек", страдающий эгоист, презирающий общество.
2. Он одинок, но не чувствует необходимости в близком общении, так как погружен в собственные мысли.
3. Герой любит экспериментировать над собой и окружающими, поэтому, каждый раз оказываясь в новых обстоятельствах, он изучает тех, кто встречается на его пути, используя свои знания, находчивость, опыт, против них. Но в душе он холоден и равнодушен.
4. Часто невольно становится разрушителем чужих судеб (ситуация с контрабандистами, Бэлой, Грушницким).
Катерина Кабанова (А.Н. Островский «Гроза»)
1. Н.А. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве".
2. Она противостоит жестокому миру купцов г. Калинова, несмотря на то, что сама является купчихой по происхождению.
3. Катерина росла в любящей семье, где ей давали свободу, ни к чему не принуждали, поэтому подневольная жизнь в доме Кабанихи для нее ад.
4. Героиня эмоциональна, искренна, чем отличается от большинства. Она винит себя за свой грех – измену мужу – и заканчивает жизнь самоубийством. Это вызов «темному царству».
Евгений Базаров (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
1. Базаров – разночинец и нигилист, то есть человек отрицающий все общепринятые догмы.
2. Он приезжает в дом своего друга Аркадия Кирсанов и сталкивается чуждыми нему традициями и устоями дворянской семьи.
3. Главным идейным противников Базарова становится Павел Петрович Кирсанов – герой «печоринского типа», аристократ до мозга костей, презирающий «сына лекаришки».
4. Герой же с пренебрежением относится к дворянству и людям, окружающим его. Конфликт с Кирсановым оканчивается дуэлью, в которой Базаров побеждает.
3. Проводя анализ, всегда помните о литературоведческих терминах! Несмотря на то что отдельный балл за них не дают, они помогают дать емкую характеристику и показать ваши знания. То есть шанс на получение максимального балла по раскрытию темы повышается. Выписывайте их в схему под тезисами.
💥 Подсказка: есть общие термины: герой, произведение, жанр, род, направление, речевая характеристика, средства психологизма и т.д. и частные, относящиеся к конкретному произведению: хлестаковщина, «лишний человек», «темное царство», нигилизм… Используйте все, которые знаете!
4. Ниже – под тезисами и терминами – переходите к сопоставлению. Важно: всегда нужно сравнивать подобранные произведения с исходным, а не друг с другом! Сходства искать обязательно. Желательно по двум пунктам, которые станут ясны из тезисного плана. Но если в вопросе сформулировано «сопоставьте произведения», то, наряду со сходствами, можно указывать и различия.
Расшифровка:
Сопоставление 1:
- Печорин и Катерина резко отличаются от окружающего мира, общества, в котором вынуждены находиться. Их взгляды не совпадают с мнением большинства;
- Оба персонажа - сильные личности, не склонные себя обманывать или оправдывать свои действия;
- Они находятся в сложной ситуации и способны на решительные действия для защиты чести и достоинства.
Сопоставление 2:
- Печорин и Базаров - это герои своего времени, но они отличаются от большинства тем, что их передовые взгляды и идеи представители общества не способны воспринять.
- Оба персонажа - сильные личности, их можно назвать идеологами. Но правда Печорина в бездействии, пассивности, а Базарова - в отрицании старых норм и ценностей ;
- Они умирают, не реализовав свой потенциал и оставшись непонятыми окружающими.
5. В выводе не пользуйтесь общими фразами типа: "Данная тема раскрыта во многих классических произведениях, но каждый видит ее по-своему".
Запомните, такие штампы бесят проверяющих, потому что не дают никакой уникальной и нужной информации. Если не знаете, что сказать, еще раз кратко подытожьте сходства.
💥 Подсказка: хорошим вариантом будет указание на дополнительных авторов, которые также писали на данную тематику.
6. Итого в вопросе-сравнении (№9 и №16) должно быть 5 абзацев:
* вступление
Короткое и по возможности информативное.
* анализ исходного произведения
Указываем только самое основное – см. тезисы. Не должно быть больше следующих абзацев, где вы будете анализировать и сопоставлять с исходным, выбранные вами произведения.
* анализ и сопоставление 1 выбранного произведения
* анализ и сопоставление 2 выбранного произведения
* вывод.
Да пребудет с Вами сила!