Найти тему
KALININEXUS

Самодельные лодки. Эргономика малого судна. Комфорт экипажа...

Эргономика малого судна...
Эргономика малого судна...

Одним из основных требований, предъявляемых к любому современному малому судну, является обеспечение определяемой его назначением и размерами степени комфорта - удобства пребывания людей на судне во время плавания, удобства работы при выполнении каждым членом экипажа его обязанностей.
Немаловажное значение при проектировании малого судна имеет учет физических и физиологических возможностей человека как составной части системы "судно - человек".

Эргономика - это наука о приспособлении орудия, машины, судна к человеку, параметры которого практически постоянны. Подчеркнем: орудия к человеку, а не наоборот, как это нередко получается в результате плохой работы конструкторов.

Основная задача этой науки - создать условия, при которых труд человека, в данном случае - труд при эксплуатации малого судна, проходит с минимальными физическими и моральными затратами. Естественно, меньшая утомляемость, удобство выполнения работ, полноценный отдых сменившихся с вахты являются и важными факторами обеспечения безопасности плавания.
Учет рекомендаций эргономики при разработке чертежей позволяет избежать грубых просчетов и вызванных ими переделок готового судна.

Габариты человека в разных положениях:

Рис. 1
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 3

Рассмотрим некоторые вопросы применения эргономики при проектировании парусных яхт, хотя в принципе сказанное будет относиться и к моторным судам.
На чисто гоночных яхтах эргономические требования учитываются в первую очередь - при компоновке и оборудовании кокпита, размещении плавучестей, проектировании и установке дельных вещей и устройств. На крейсерских и крейсерско-гоночных яхтах круг проблем, естественно, значительно шире, поскольку речь идет уже об обеспечении обитаемости судна при нахождении на его борту людей в течение длительного срока. Расширяется сама номенклатура "рабочих мест" и бытовых помещений, существенно усложняются требования к уровню комфорта, поскольку необходимо обеспечить полноценный отдых между вахтами; важную роль имеет разработка мебели и интерьеров с соблюдением всех существующих норм безопасности, освещенности, вентиляции и т.п.

Общее расположение . Большинство современных яхт длиной от 6 до 12м имеют кокпит, расположенный в корме. Это оправдано многолетним опытом, вызвано требованиями хорошего обзора парусов и защищенности вахты от брызг. Типовое общее расположение яхт также отработано практикой и не противоречит основам эргономики, сформулированным уже в наши дни.
Как правило, оборудуются (считая с носа) парусный отсек, носовые спальные места, шкафы и санблок, салон со спальными местами, камбуз и штурманский уголок, койки под кокпитом, двигатель.

Общепризнано, что наиболее рационально размещение камбуза и штурманского поста у входа в каюту: это наиболее хорошо вентилируемое место, расположенное вблизи центра раскачивания, что создает оптимальные условия для работы.
На самых малых яхтах камбуз располагают под трапом, койкой или в районе мачты; это, разумеется, менее удобно, но зато позволяет лучше использовать пространство в районе кокпита для размещения спальных мест.

Одно из основных требований эргономики сводится к тому, чтобы наиболее важные размеры внутренних помещений, рабочих мест и всего оборудования малого судна рассчитывались в соответствии с ростом - размерами человека. Как правило, у нас назначение размеров производится в соответствии с усредненными антропометрическими данными мужской части населения страны. Такой подход позволяет без затруднений эксплуатировать спроектированный объект по крайней мере 90% мужчин.

Несколько практических замечаний. Так, при проектировании к размерам тела необходимо прибавлять толщину одежды. Для малого судна это тем более необходимо, что во многих случаях обязательно ношение спасательных жилетов, нагрудников и т. п.; в плохую погоду вахту стоят в непромокаемых костюмах, надетых на теплую одежду.
Естественно, что по возможности необходимо предусматривать не средние, а максимальные размеры человека, добиваться размещения людей без каких-либо стеснений.

При расчете длины рубки желательно обеспечить размещение двух человек, которые одновременно одеваются: это будет (860 + 50) X 2 = 1820 мм или (860 + 50)+ (650+ 50) = 1610 ммв случае, если один человек стоит вдоль, а другой поперек лодки. Минимальная свободная ширина рубки на уровне плеч стоящего человека должна быть 410 + 50 = 460 мм, а для одевающегося - 994 мм. Желательно предусматривать возможность расхождения двух человек; это 910 мм, если один из них проходит боком, или 1120 мм.

Рис. 4
Рис. 4

Как правило, обеспечить поперечные габариты рубки на судах, где высота каюты рассчитана на полный рост человека, несложно.
Размеры иллюминаторов лимитируются высотой глаз человека и нормальной линией зрения, которая составляет около 10° с линией горизонта. В каюте, в которой человек смотрит в иллюминатор стоя, верхняя кромка иллюминатора должна быть расположена не ниже 1560±25 мм- для мужчины среднего роста; нижняя кромка - не выше 1465±25 мм - для женщины.

Рис. 5
Рис. 5

Ширина сиденья должна быть не менее 550-600 мм при глубине 400-480 мм. Наклон спинки при этом должен составлять 5-15°, а уклон сиденья - 0-3°. Для диванов, используемых в качестве коек, удобно приспособить откидную спинку для сидения.
Минимальные размеры прохода через переборку - 500 X 1000 мм; при этом желательно, чтобы верхняя кромка выреза прохода находилась как можно ближе к уровню высоты стоящего человека.
Для доступа к полкам за зашивкой в ней делаются отверстия (чаще всего овальные) высотой минимум 100 мм и шириной минимум 125 мм- для двух рук или одной руки по локоть либо же на 45 мм больше величины укладываемого на эту полку предмета - для доступа кисти одной руки.

Трап схода в каюту должен иметь ступеньки не менее: шириной - 250 мм, глубиной - 200 мм (150 мм- для скоб-трапа). Расстояние между ступеньками не должно превышать 300 мм. При широких трапах ступеньки могут иметь слом по середине ширины - с подъемом от ДП к бортам - для удобства на крене.
Туалет в плане должен иметь самое малое 600 X 650 (глубина) мм. Перед умывальником с минимальными размерами 200 X 300 должно быть пространство не менее 500 мм.

Палуба. По ватервейсу необходим буртик (фальшборт) высотой более 20 мм для устранения опасности соскальзывания ноги с края палубы. Желательно нескользящее покрытие палубы.
Высота леерного ограждения по правилам IОR- 610 мм (больше средней высоты колена 550 мм); при меньшей высоте леер может сыграть роль подсечки.

Релинги должны быть выполнены из труб при диаметре верхней трубы не менее 20 мм.

Рис. 6
Рис. 6

Кокпит. По возможности следует делать кокпит самоотливным. Ширина прохода в кокпите должна быть от 500 до 650 мм; при большей ширине необходимы упоры для ног рулевого.
При установке штурвала стенки кокпита в районе, где стоит рулевой, должны иметь скосы для упора ног при крене.
Сиденья кокпита глубиной не менее 400 мм могут иметь наклон 3- 10°, но при этом необходимо делать шпигаты или канавку для стока воды. Наибольшая высота спинок сиденья 240 мм; ширина сидений - не менее 600 мм.

Рис. 7
Рис. 7

В заключение следует напомнить, что вес, поднимаемый средним человеком: 60 кг - при высоте подъема до 300 мм, 50 кг - до 600 мм и 30 кг - до 900 мм; это необходимо учитывать при проектировании якорного или шлюпочного устройств.