Найти тему

Часть 3. Глава 25. Что отдашь людям, то и к тебе воротится.

Начало 1 части тут.

Начало 2 части тут.

Начало 3 части тут.

Муж возил меня в совхоз, ворчал:
-
Ты, Педагог, с большой буквы, мы на мою службу договаривались, а ты о своих детях не забыла?
Нет, Дочь уже взрослая, самостоятельная, а сын учится на четыре и пять, ему сестра помогает, я грею своими заботами. Муж, увлечённый охотой, дичи разной много, сына с малолетства с собой брал, к мужским радостям приучал. В 8 лет посадил за руль, на колени, ноги ребёнка не доставали до педалей, просто управлять машиной учился и научился, в 12 лет стал самостоятельно драйверить, рядом отец, конечно, как инструктор.
Сын учился в музыкальной школе, по классу гобоя, посещал секцию плавания и дзюдо, Муж водил его в милицейский тир, научил стрелять из разных видов оружия, мы воспитывали его мужчиной.
Муж увлекался игрой на бильярде, часто Сына брал с собой. Он, по словам Мужа, тоже пристрастился и «гонял шары» с удовольствием. Муж говаривал:
-
Когда у пацана руки по локоть в мазуте, интересов много, тогда нет времени на разные глупости.
С гобоем не получилось, Сын изучил нотную грамоту, научился играть, исполнял несложные вещи, но удовольствия не получал. Оставили занятия, с помощью сестры научился играть на гитаре.
А гобой очень интересный инструмент, необычный. Помню, первый раз принёс Сын его домой, похвастаться и с порога начал дуть, звук, как у молодого слона в период гона и Сын ста похож на маленького слоника с металлическим хоботом. Кот, который мирно спал на диване, подпрыгнул пружиной, мяукнул испуганно и стал метаться по комнате от стены к стене, из угла в угол, ища, наверное, пятый. Еле успокоили, но звуки гобоя пугали его так, что он забивался под диван и долго не выбирался оттуда.
К сожалению, часто, дети педагогов оказываются на «задворках» их педагогической деятельности, возятся с чужими детьми, а на своих времени не остаётся. Коснулось это и моего Сына, Дочь уехала учиться, Сын остался сам себе хозяин, «сполз» на тройки, сначала все «пацанские дела», а учёба где-то рядом. В дальнейшем, пришлось навёрстывать. С пути доброго не сбился, уж не совсем забросили, но, если честно, времени на собственного Сына мало оставалось.
Запомнилась ещё одна история. В моей многонациональной группе училась
лезгинка . Девочки говорили, что пришла на вступительные экзамены в платке, даже лицо прикрывала. Семья её проживала в Грузии, высоко в горах, старший брат трагически погиб во время срочной службы в армии. Отец слёг после гибели единственного сына. Мать осталась с дочкой и больным мужем на руках. Сестра мамы жила в Казахстане, её муж служил врачом, вот и отправили девочку к тёте, на предмет образования. Окончила школу, научилась русскому языку и поступила в медицинское училище. Муж тёти был ровесником директора училища, они учились вместе в медицинском институте. У казахов ровесник – курдас , это святое. Ему ни в чём нельзя отказать, он с тобой на «ты», какую бы должность ты не занимал, дверь кабинета ногой откроет. Таков обычай, хороший обычай!
Я не могла поверить в это, глядя на «чудо-юдо» лезгинское, сидящее передо мной: волосы дыбом, вокруг глаз все цвета радуги, больше синего, манеры вульгарные, на Ингу смотрит, всё за ней повторяет, как клоун. Учёба запущена, пропуски, двойки. Как мне сказала завуч, кандидатура на отчисление, тем более что, как не крути, а преподаватели казахи, неказахов не очень жаловали:
-Нечего места занимать, пусть казахи учатся .
Поговорила с девочкой раз, два, а человечек-то неплохой и воспитание хорошее получила, только запретов было слишком много. Ничего не видела в своём горном селении, а тут областной центр, соблазнов сколько, устоять не умеет и контроля нет. Воспитание в строгости не приводит ни к чему хорошему. Только вырвется дитяти из плена запретов, во все тяжкие пустится. Запреты, на подсознательном уровне, вызывают протест, всегда есть желание их нарушить.
Сколько потом работала и по жизни наблюдала, самые бесшабашные выходят из семей, где ничего не разрешают, а кругом столько интересного, только доброе-то оно о себе не кричит, а злое, вот оно, возьми меня и берут, иногда выкарабкиваются, а иногда и пропадают. Эта и пропадала, гуляла, наркотики пробовала, тётю и учителей не слушала, был бы жив старший брат, господи прости, «зарезал» бы.
Много раз пробовала вразумить, молчит и опять за своё, вызвала тётю, та руками развела:
-У меня своих трое детей, некогда мне с ней возиться, да и не слушает она меня, всё для неё сделала, а сестре стыдно сообщать, позор-то какой, не переживёт.
Но спасать надобно девчонку-то, свои отвернутся, куда пойдёт. Взяла я у тёти адрес и написала письмо в далёкое горное село, что на Кавказе. Всего не стала писать, просила повлиять на дочь, потому что плохо учится и пропускает занятия, грозит отчисление.
Через месяц, вызывают меня к директору. Захожу в кабинет, сидит тётя моей «заботы» и рядом, пожилая женщина, в платке, вся в чёрном одеянии, пригляделась, черты знакомые, удивилась, не прошло даром моё послание, мама приехала в такую даль. Женщина мне поклонилась и начала говорить, тётя переводила:
-Получили письмо, низкий поклон вам, позор пережили, отец бы поехал да не может, а я по-русски совсем не понимаю. Слава богу, везде есть добрые люди, приехала. Где же дочка моя?
Сегодня её дочка на занятиях присутствовала, послали за ней гонца, вошла, мать увидела, охнула и обратно в дверь, испугалась, тётя вернула. Мать за сердце схватилась, запричитала, девчонка тоже в рёв, сине-чёрные слёзы бегут. Внешний вид дочери маме всё бес слов сказал, отправила дочь в туалет умыться и причесаться, пришла девчушка, ангел небесный, прехорошенькая. Забрала её мать из училища. Года через два зашла тётя ко мне в кабинет, рассказала, что отправили, негодницу на Дальний Восток к родственникам, домой нельзя было везти, слухи нехорошие пошли, на позор только. Вышла замуж, моя бывшая ученица, за хорошего человека, дочку родила, меня добрым словом поминают, и она и её родители. И на том спасибо!
Когда эта группа, мой первый воспитательно-педагогический опыт, на другой день после выпускного, в полном составе, с тортами и пряниками, пришла ко мне домой, чтобы сказать спасибо, это был мой и их триумф человеколюбия. Пили чай, вспоминали истории, плохие и хорошие, они благодарили, я ими и собой гордилась. Не было среди них казахов, немцев, просто хорошие молодые люди.
Мои дети пили чай вместе с ними и тоже учились принимать человека таким, какой он есть, помогать, если есть необходимость и возможность. Что отдашь людям, то и к тебе воротится, «как аукнется, так и откликнется».
После их ухода, на тумбе, в коридоре, я обнаружила маленький флакон французских духов, «Шанель№5», сразу поняла, что это от Оксаны и её мамы. Тогда их просто так купить было невозможно, а они жили в военном городке, там снабжение другого уровня.
С тех пор это мои любимые духи. А они и вправду хороши!

Продолжение тут.