Как было устроено тяговое водоснабжение паровозов на линии от водоёма до гидроколонки на ЖД-станции?

8,8K прочитали

Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером. Поэтому самое время поговорить с вами на такую важную тему, как водоснабжение для паровозов. Вода — это одна из физических стихий паровоза. Общеизвестно, что обеспечение быстрого водоснабжения паровозов водой на линии являлось первоочередной задачей, от успешного решения которой напрямую зависела участковая скорость движения поездов, а следовательно, и пропускная способность всей железной дороги.

Наглядная экспозиция на тему водоснабжения паровоза водой и его устройства в "Музее железных дорог России" (С.-Петербург, Балтийский вокзал). Однако, в силу естественных причин, она далеко не полная. Собственно полную цепочку вы и найдёте в этой статье. Фото: Алексей Алексеев
Наглядная экспозиция на тему водоснабжения паровоза водой и его устройства в "Музее железных дорог России" (С.-Петербург, Балтийский вокзал). Однако, в силу естественных причин, она далеко не полная. Собственно полную цепочку вы и найдёте в этой статье. Фото: Алексей Алексеев

Времена паровой тяги давно уже, конечно, прошли, но думаю многим из вас будет очень интересным заглянуть вместе со мной в прошлое и приоткрыть эту забытую страницу истории российских железных дорог. А для этого мы с вами отправимся в Тверскую область на заповедную Бологое-Полоцкую железную дорогу (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ж/д), чтобы отследить всю цепочку движения воды от водоёма до паровозной гидроколонки на станции, поскольку здесь полностью сохранилась уникальная старинная инфраструктура водоснабжения паровозов.

Карта-схема Бологое-Полоцкой линии (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ж/д с прилегающей в Соблаго веткой на Торжок)
Карта-схема Бологое-Полоцкой линии (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ж/д с прилегающей в Соблаго веткой на Торжок)

Ниже представлена типовая схема снабжения паровозов водой, где наглядно изображена вся цепочка движения воды.

Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-3

В своё время водоснабжением на отечественных железных дорогах ведал паровозный главк МПС, оно так и называлось — тяговое водоснабжение (не путайте с бытовым), а на местах были организованы и существуют до сих пор базы участка водоснабжения.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Из представленной выше схемы видно, что самым первым и очевидным элементом в цепочке тягового водоснабжения паровозов на станциях являлся ближайший водоём (это могло быть озеро, речка или даже ручей), который обладал достаточными запасами воды, как например вот это совсем небольшое по площади озеро Святое, расположенное неподалёку от бывшей станции Чёрный Дор, к северо-западу от неё.

Озеро Святое в одноимённом селе, Осташковский р-н, Тверская область. Несмотря на небольшие размеры это карстовое озеро довольно глубокое и коварное, местные утверждают, что оно имеет "двойное дно". Фото: Алексей Алексеев
Озеро Святое в одноимённом селе, Осташковский р-н, Тверская область. Несмотря на небольшие размеры это карстовое озеро довольно глубокое и коварное, местные утверждают, что оно имеет "двойное дно". Фото: Алексей Алексеев

Вторым элементом тягового водоснабжения, согласно нашей схеме, является насосная станция с береговым колодцем. До революции 1917 года в России эти насосные станции именовались водоподъёмными зданиями, а береговые (всасывающие) колодцы — водосборными сооружениями.

Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-6

Найти точное место их расположение вблизи станции очень просто любому человеку, зная всего две простые вещи: водоём, из которого снабжалась станция и наикратчайший путь до него от станции (именно по нему, собственно, и была когда-то проложена строителями напорная труба). Дальше всё просто, строим от станции до водоёма прямую линию и получаем примерную точку, где должно находиться водоподъёмное здание.

Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-7

Именно таким нехитрым способом я его однажды и нашёл, когда впервые побывал в селе Святое. Свернув на автомобиле по навигатору в одну из узких сельских улочек, на предварительно заданную мной на карте точку, я оказался точно на месте цели, которую и искал.

Водоподъёмное здание в селе Святое. Фото: Алексей Алексеев
Водоподъёмное здание в селе Святое. Фото: Алексей Алексеев

Старинное здание с самобытной кирпично-каменной кладкой стен, построенное на самом берегу озера, не оставляло сомнений, что это и есть то самое водоподъёмное здание, подававшее когда-то во времена паровозов, при помощи паровых котлов, воду на железнодорожную станцию Чёрный Дор.

Пригородный поезд №6692 сообщением Осташков-Бологое следует в районе нечётной горловины бывшей станции Чёрный Дор. Фото: Алексей Алексеев
Пригородный поезд №6692 сообщением Осташков-Бологое следует в районе нечётной горловины бывшей станции Чёрный Дор. Фото: Алексей Алексеев

А рядом с ним, справа на снимке, мы видим совсем крохотный деревянный домик, под которым находится береговой колодец.

Основательная кирпично-каменная кладка стен водоподъёмного здания в селе Святое. Фото: Алексей Алексеев
Основательная кирпично-каменная кладка стен водоподъёмного здания в селе Святое. Фото: Алексей Алексеев

На старом черно-белом снимке, сделанном ориентировочно где-то в 60-х годах прошлого века, домик берегового колодца отчётливо виден, к которому подходила самотёчная труба.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Удивительно, но здесь всё полностью сохранилось абсолютно нетронутым, я бы сказал, что в первозданном виде, со времён постройки Бологое-Полоцкой линии (1902-1906гг).

Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-12

Также удивляет тот факт, что также полностью сохранилась при водоподъёмном здании деревянная пристройка, предусмотренная в качестве служебного жилья для машиниста.

Водоподъёмное здание и хорошо сохранившаяся при ней деревянная пристройка для проживания машиниста. Фото: Алексей Алексеев
Водоподъёмное здание и хорошо сохранившаяся при ней деревянная пристройка для проживания машиниста. Фото: Алексей Алексеев

Для сравнения аналогичное водоподъёмное здание при станции Горовастица сохранилось гораздо хуже, как мы видим остались только голые стены от служебного помещения.

Руины водоподъёмного здания на берегу озера Каменное, которое подавало воду на станцию Горовастица. Фото: Алексей Алексеев
Руины водоподъёмного здания на берегу озера Каменное, которое подавало воду на станцию Горовастица. Фото: Алексей Алексеев

Внутри которых когда-то располагались как я уже говорил паровые насосы. К сожалению, до наших дней они уже нигде не сохранились, давным-давно были срезаны в металлом... Однако сама основательность стен заставляет нас не обращать внимание на такие мелочи, свойственные быстротечности времени.

Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-15

Общий вид и расположение их внутри здания мы можем теперь лишь представить себе, основываясь на типовых и исполнительных чертежах из альбома о постройке Бологое-Полоцкой линии 1902-1906гг.

Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-16

А теперь перенесёмся мысленно уже в Осташков на берег знаменитого озера Селигер, где также полностью сохранилось водоподъёмное здание, снабжавшее водой станцию.

Водоподъёмное здание на берегу озера Селигер, снабжавшее когда-то водой станцию Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Водоподъёмное здание на берегу озера Селигер, снабжавшее когда-то водой станцию Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Здесь оно куда больших размеров, чем в селе Святое, поскольку участковая станция Осташков III класса куда крупнее чем существовавшая когда-то промежуточная станция Чёрный Дор, имевшая только IV класс.

Старинная служебная архитектура, выполненная в оригинальном стиле, подобному  древнеримским Колизеем. Фото: Алексей Алексеев
Старинная служебная архитектура, выполненная в оригинальном стиле, подобному древнеримским Колизеем. Фото: Алексей Алексеев

Побывать внутри водоподъёмного здания в Осташкове нам удалось, но и здесь никаких паровых насосов, к большому сожалению, не сохранилось.

Таинственная атмосфера убранства внутри водоподъёмного здания в Осташкове. Фото: Алексей Алексеев
Таинственная атмосфера убранства внутри водоподъёмного здания в Осташкове. Фото: Алексей Алексеев

Получить представление об установленном здесь в прошлом оборудовании мы теперь можем только по сохранившимся чертежам из альбома.

Паровой насос системы "Вортингтонъ" (Duplex)
Паровой насос системы "Вортингтонъ" (Duplex)

В альбоме типовых и исполнительных чертежей Бологое-Полоцкой дороги нашёл общий план водосборных сооружений с водоподъёмным зданием, который даёт нам наглядное представление о пути воды на этих элементах устройства тягового водоснабжения.

Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-21

А вот и тот самый деревянный домик с одним окошком, где находится береговой или всасывающий колодец.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Удивительно, но как хорошо он здесь всё же сохранился по прошествии стольких лет! От него к озеру тянется тропинка, под которой располагается самотёчная труба.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Вид на водоподъёмное здание с озера Селигер. Фото: Алексей Алексеев
Вид на водоподъёмное здание с озера Селигер. Фото: Алексей Алексеев

Интересным остаётся тот факт, что во время Великой Отечественной войны немцы прекрасно знали о расположении водоподъёмных зданий, снабжавших водой станции для паровозов, но при этом их не бомбили.

Аэрофотосъёмка Люфтваффе станции Осташков с отмеченными важными объектами инфраструктуры в её окрестностях, 1942 год
Аэрофотосъёмка Люфтваффе станции Осташков с отмеченными важными объектами инфраструктуры в её окрестностях, 1942 год

Казалось бы, достаточно нанести один точный авиаудар на данным целям и тем самым можно сказать практически полностью парализовать движение поездов на данном участке. Но они этого не сделали, хотя станцию Осташков продолжали упорно бомбить вплоть до февраля 1944 года. Почему? Вероятнее всего, что гитлеровцы до последнего момента всё же надеялись, что смогут завладеть этой территорией, вернувшись на свои рубежи 1941-1942гг., чтобы затем использовать инфраструктуру для снабжения паровозов водой для дальнейшего продвижения вглубь нашей территории.

Далее от водоподъёмных зданий, при помощи паровых насосов вода под давлением устремлялась по напорной трубе к водонапорным башням (до революции именуемые водоёмными сооружениями).

Водонапорные башни стояли почти на каждой станции, воду можно было взять везде. Это, между прочим, один из самых эстетичных образцов железнодорожной архитектуры и сооружений. Создавая водонапорные башни, архитекторы и главным образом заказчики не скупились на красоту — и получались настоящие шедевры, причём на каждой дороге выполнены они были в едином архитектурном стиле, сливаясь с общим ансамблем линии. Бывшая станция Чёрный Дор. Фото: Алексей Алексеев
Водонапорные башни стояли почти на каждой станции, воду можно было взять везде. Это, между прочим, один из самых эстетичных образцов железнодорожной архитектуры и сооружений. Создавая водонапорные башни, архитекторы и главным образом заказчики не скупились на красоту — и получались настоящие шедевры, причём на каждой дороге выполнены они были в едином архитектурном стиле, сливаясь с общим ансамблем линии. Бывшая станция Чёрный Дор. Фото: Алексей Алексеев

От Бологое до Полоцка было построено 25 станций, а соответственно и 25 водонапорных башен, по одной на каждой из них.

Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-27

Внутри водонапорной башни целое нагромождение или даже можно сказать "ансамбль" из подводящих и разводящих труб, разобраться в котором непосвященному человеку будет довольно-таки сложно.

Внутри водонапорной башни на станции в Куженкино. Фото: Алексей Алексеев
Внутри водонапорной башни на станции в Куженкино. Фото: Алексей Алексеев

А вдоль стен башни наверх к водяным бакам ведёт винтовая лестница.

Винтовая лестница, ведущая наверх к бакам. Чтобы подняться по ней, нужно набраться ещё духу. Фото: Алексей Алексеев
Винтовая лестница, ведущая наверх к бакам. Чтобы подняться по ней, нужно набраться ещё духу. Фото: Алексей Алексеев

В башне в водяных баках создавался так называемый гарантированный запас воды. Количество водяных баков в водонапорной башне (один или два), а также их объём зависел от класса станции.

Клёпаный водяной бак на водонапорной башне в Горовастице
Клёпаный водяной бак на водонапорной башне в Горовастице
Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-31

Для исключения промерзания воды в холодное время года внутри водонапорной башни были предусмотрены паровые вертикальные котлы системы Шухова.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев
Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-33
Остатки вертикального котла Шухова в башне в Горовастице. Фото: Алексей Алексеев
Остатки вертикального котла Шухова в башне в Горовастице. Фото: Алексей Алексеев

Из баков, под действием силы тяжести, вода самотёком устремлялась вниз к паровозным гидроколонкам, создавая при этом солидный напор.

Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером.-35

Между прочим, и гидроколонка — сооружение затейливое и симпатичное. Сверху на ней горит светофорчик, хобот окрашен в сигнальный красный цвет, а сама колонка — в серебристый. Почти нигде уже их не осталось на линии…

Гидроколонка на станции Куженкино. Фото: Алексей Алексеев
Гидроколонка на станции Куженкино. Фото: Алексей Алексеев

Помощник или кочегар забирался прямо из будки паровоза или по лестнице снаружи поднимался на тендер и открывал заправочный люк. Иной раз машинист проскочит колонку, и приходится поезд толкать, вызывать на хвост кондуктора и осаживать назад, чтобы очутиться точно под колонкой. Ставили шест и на нем крепили букву «К» — ориентир для машиниста.

Экипировка паровозов водой на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Экипировка паровозов водой на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Кочегар, находясь внизу, наводил хобот гидроколонки над люком и отворачивал кран запорного вентиля.

Знойным летним днём на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Знойным летним днём на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

И густая струя воды с грохотом начинает мощно бить в тендер, пока не заполнит его полностью до верху.

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram