Лето, июль, палящее солнце и невыносимая жара, спастись от которой можно только на пляже или где-нибудь под кондиционером. Поэтому самое время поговорить с вами на такую важную тему, как водоснабжение для паровозов. Вода — это одна из физических стихий паровоза. Общеизвестно, что обеспечение быстрого водоснабжения паровозов водой на линии являлось первоочередной задачей, от успешного решения которой напрямую зависела участковая скорость движения поездов, а следовательно, и пропускная способность всей железной дороги.
Времена паровой тяги давно уже, конечно, прошли, но думаю многим из вас будет очень интересным заглянуть вместе со мной в прошлое и приоткрыть эту забытую страницу истории российских железных дорог. А для этого мы с вами отправимся в Тверскую область на заповедную Бологое-Полоцкую железную дорогу (участок Бологое-Великие Луки ОКТ ж/д), чтобы отследить всю цепочку движения воды от водоёма до паровозной гидроколонки на станции, поскольку здесь полностью сохранилась уникальная старинная инфраструктура водоснабжения паровозов.
Ниже представлена типовая схема снабжения паровозов водой, где наглядно изображена вся цепочка движения воды.
В своё время водоснабжением на отечественных железных дорогах ведал паровозный главк МПС, оно так и называлось — тяговое водоснабжение (не путайте с бытовым), а на местах были организованы и существуют до сих пор базы участка водоснабжения.
Из представленной выше схемы видно, что самым первым и очевидным элементом в цепочке тягового водоснабжения паровозов на станциях являлся ближайший водоём (это могло быть озеро, речка или даже ручей), который обладал достаточными запасами воды, как например вот это совсем небольшое по площади озеро Святое, расположенное неподалёку от бывшей станции Чёрный Дор, к северо-западу от неё.
Вторым элементом тягового водоснабжения, согласно нашей схеме, является насосная станция с береговым колодцем. До революции 1917 года в России эти насосные станции именовались водоподъёмными зданиями, а береговые (всасывающие) колодцы — водосборными сооружениями.
Найти точное место их расположение вблизи станции очень просто любому человеку, зная всего две простые вещи: водоём, из которого снабжалась станция и наикратчайший путь до него от станции (именно по нему, собственно, и была когда-то проложена строителями напорная труба). Дальше всё просто, строим от станции до водоёма прямую линию и получаем примерную точку, где должно находиться водоподъёмное здание.
Именно таким нехитрым способом я его однажды и нашёл, когда впервые побывал в селе Святое. Свернув на автомобиле по навигатору в одну из узких сельских улочек, на предварительно заданную мной на карте точку, я оказался точно на месте цели, которую и искал.
Старинное здание с самобытной кирпично-каменной кладкой стен, построенное на самом берегу озера, не оставляло сомнений, что это и есть то самое водоподъёмное здание, подававшее когда-то во времена паровозов, при помощи паровых котлов, воду на железнодорожную станцию Чёрный Дор.
А рядом с ним, справа на снимке, мы видим совсем крохотный деревянный домик, под которым находится береговой колодец.
На старом черно-белом снимке, сделанном ориентировочно где-то в 60-х годах прошлого века, домик берегового колодца отчётливо виден, к которому подходила самотёчная труба.
Удивительно, но здесь всё полностью сохранилось абсолютно нетронутым, я бы сказал, что в первозданном виде, со времён постройки Бологое-Полоцкой линии (1902-1906гг).
Также удивляет тот факт, что также полностью сохранилась при водоподъёмном здании деревянная пристройка, предусмотренная в качестве служебного жилья для машиниста.
Для сравнения аналогичное водоподъёмное здание при станции Горовастица сохранилось гораздо хуже, как мы видим остались только голые стены от служебного помещения.
Внутри которых когда-то располагались как я уже говорил паровые насосы. К сожалению, до наших дней они уже нигде не сохранились, давным-давно были срезаны в металлом... Однако сама основательность стен заставляет нас не обращать внимание на такие мелочи, свойственные быстротечности времени.
Общий вид и расположение их внутри здания мы можем теперь лишь представить себе, основываясь на типовых и исполнительных чертежах из альбома о постройке Бологое-Полоцкой линии 1902-1906гг.
А теперь перенесёмся мысленно уже в Осташков на берег знаменитого озера Селигер, где также полностью сохранилось водоподъёмное здание, снабжавшее водой станцию.
Здесь оно куда больших размеров, чем в селе Святое, поскольку участковая станция Осташков III класса куда крупнее чем существовавшая когда-то промежуточная станция Чёрный Дор, имевшая только IV класс.
Побывать внутри водоподъёмного здания в Осташкове нам удалось, но и здесь никаких паровых насосов, к большому сожалению, не сохранилось.
Получить представление об установленном здесь в прошлом оборудовании мы теперь можем только по сохранившимся чертежам из альбома.
В альбоме типовых и исполнительных чертежей Бологое-Полоцкой дороги нашёл общий план водосборных сооружений с водоподъёмным зданием, который даёт нам наглядное представление о пути воды на этих элементах устройства тягового водоснабжения.
А вот и тот самый деревянный домик с одним окошком, где находится береговой или всасывающий колодец.
Удивительно, но как хорошо он здесь всё же сохранился по прошествии стольких лет! От него к озеру тянется тропинка, под которой располагается самотёчная труба.
Интересным остаётся тот факт, что во время Великой Отечественной войны немцы прекрасно знали о расположении водоподъёмных зданий, снабжавших водой станции для паровозов, но при этом их не бомбили.
Казалось бы, достаточно нанести один точный авиаудар на данным целям и тем самым можно сказать практически полностью парализовать движение поездов на данном участке. Но они этого не сделали, хотя станцию Осташков продолжали упорно бомбить вплоть до февраля 1944 года. Почему? Вероятнее всего, что гитлеровцы до последнего момента всё же надеялись, что смогут завладеть этой территорией, вернувшись на свои рубежи 1941-1942гг., чтобы затем использовать инфраструктуру для снабжения паровозов водой для дальнейшего продвижения вглубь нашей территории.
Далее от водоподъёмных зданий, при помощи паровых насосов вода под давлением устремлялась по напорной трубе к водонапорным башням (до революции именуемые водоёмными сооружениями).
От Бологое до Полоцка было построено 25 станций, а соответственно и 25 водонапорных башен, по одной на каждой из них.
Внутри водонапорной башни целое нагромождение или даже можно сказать "ансамбль" из подводящих и разводящих труб, разобраться в котором непосвященному человеку будет довольно-таки сложно.
А вдоль стен башни наверх к водяным бакам ведёт винтовая лестница.
В башне в водяных баках создавался так называемый гарантированный запас воды. Количество водяных баков в водонапорной башне (один или два), а также их объём зависел от класса станции.
Для исключения промерзания воды в холодное время года внутри водонапорной башни были предусмотрены паровые вертикальные котлы системы Шухова.
Из баков, под действием силы тяжести, вода самотёком устремлялась вниз к паровозным гидроколонкам, создавая при этом солидный напор.
Между прочим, и гидроколонка — сооружение затейливое и симпатичное. Сверху на ней горит светофорчик, хобот окрашен в сигнальный красный цвет, а сама колонка — в серебристый. Почти нигде уже их не осталось на линии…
Помощник или кочегар забирался прямо из будки паровоза или по лестнице снаружи поднимался на тендер и открывал заправочный люк. Иной раз машинист проскочит колонку, и приходится поезд толкать, вызывать на хвост кондуктора и осаживать назад, чтобы очутиться точно под колонкой. Ставили шест и на нем крепили букву «К» — ориентир для машиниста.
Кочегар, находясь внизу, наводил хобот гидроколонки над люком и отворачивал кран запорного вентиля.
И густая струя воды с грохотом начинает мощно бить в тендер, пока не заполнит его полностью до верху.
Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram