Найти тему
Море. Музыка. Туризм.

Москва-Пекин: 67 лет назад из Москвы ушел первый прямой поезд в столицу Китая. Вот посадочный талон на этот поезд.

31 января 1954 года от перрона Ярославского вокзала Москвы отошёл курьерский состав, конечным пунктом назначения которого был Пекин. Так началась история поезда, который вот уже 67 лет соединяет столицы России и Китая. Почему я решил об этом написать? Все очень просто - много лет назад мне достался вот такой уникальный документ

Посадочный талон на 8 место в 5 вагоне поезда № 2 Москва-Пекин, уходивший 3 февраля 1954 года в 17 часов 50 минут с Ярославского вокзала. Получается, что это был один из самых первых поездов из Москвы в Пекин. Сразу вспоминается песня "Москва-Пекин", столь популярная в 1950-е годы....

-2

Да, и случайно получилось, что пишу я именно в очередную годовщину отправления этого поезда, было это ровно 67 лет назад. Столько же лет и этому бумажному купону.

Первыми пассажирами поезда были служащие дипломатических ведомств, специалисты, студенты, ведь тогда между нашими странами активно развивались деловые контакты. Так что состав был весьма востребован.

Поезд Москва - Пекин в Омске, 1950-е годы
Поезд Москва - Пекин в Омске, 1950-е годы

Вот, кстати, еще один интересный документ того времени - расписание этого поезда на лето 1954 года. Это расписание я нашел в числе миллионов других предметов, продающихся на Авито. За расписание просили 2000 рублей и, видимо, получили, так как объявление уже снято с публикации.

-4

"Отцами" поезда стали Сталин и Мао Цзэ-дун, заключившие в начале 1950 г. Большой советско-китайский договор, в одном из приложений к которому был и протокол об организации прямого беспересадочного сообщения между столицами СССР и только что образованной КНР. Ранее такого сообщения никогда не было, было только трансманьчжурское на Владивосток и южноманьчжурское на Порт-Артур. Решили, что на нашей пограничной станции Отпор для этого будет построен цех по перестановке вагонных тележек, и тогда поезд будет действительно прямым.

А вот статья из прессы того времени об отправке поезда из Пекина в Москву
А вот статья из прессы того времени об отправке поезда из Пекина в Москву

Комплектовался поезд вагонами только высшего и среднего класса, плацкарта там не было. В спальных вагонах были умывальники и душевые, а также два вагона-ресторана (один из них играл по совместительству роль и вагона-библиотеки-читального зала).

Вот такие кадры есть в интернете, именно касательно поезда Москва-Пекин.
Вот такие кадры есть в интернете, именно касательно поезда Москва-Пекин.

В пост-перестроечные годы, в 1990-е, поезд уже не был столь элитарен, но по прежнему востребован - только не специалистами и дипломатами, а челноками. Они везли товар из Китая и , как пишут в интернете, торговали на остановках, не дожидаясь приезда в пункт назначения.

В 1990е.....
В 1990е.....

В настоящее время в составе поезда курсируют 9 вагонов для пассажиров: 7 купейных вагонов и два СВ. Также в составе поезда имеется вагон-ресторан и багажный вагон. Подвижной состав, конечно, регулярно обновляется, последний раз это произошло в 2007 году.

-8
Поезд в 2014
Поезд в 2014

Но, не уверен, что поезд ходит в эти дни. В связи с обострением ситуации с коронавирусом движение поездов по направлениям Пекин — Москва формирования «Китайских железных дорог», Чита — Забайкальск — Пекин, беспересадочных вагонов Москва — Пекин было приостановлено в ночь на понедельник, 3 февраля 2020 года и я, честно говоря, не знаю, восстановлено ли оно сейчас. Если знаете, напишите в комментариях.

Видели ли Вы этот поезд в разные годы его эксплуатации? Может быть, ездили на нем? Есть ли у Вас фото? Напишите, пришлите фото в комментарии, это очень интересно.

Сейчас в интернете есть много информации о ВСМ «Евразия» Пекин — Москва (или Москва — Пекин) — проект грузо-пассажирской высокоскоростной железнодорожной магистрали протяжённостью 7000 км, соединяющей Пекин и Москву.

-11

Проект анонсирован в январе 2015 года. Общая длина железной дороги составит 7 тысяч километров, из которых 3200 км от Пекина по территории Китая уже построено. Маршрут трассы будет включать проектируемую при участии Китая первую в России ВСМ Москва — Казань, проходя в средней части через российские Урал и Сибирь, а также Казахстан. Время в пути составит примерно 32 часа вместо 5 суток в настоящее время.

Примерная стоимость всей железнодорожной линии через Казань, Екатеринбург, Челябинск, Нур-Султан оценивается в 242 млрд долларов США.

Жду Ваших комментариев и надеюсь на подписку на мой канал!