Найти в Дзене
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

Древнейшие славяне

Сергей Иванов. Жилье древних славян.
Сергей Иванов. Жилье древних славян.

Автор: Павел Бурундуков

Происхождение любого достаточно древнего народа скрыто в тумане дописьменных веков. Таковы и славяне. До появления первых летописей мы знаем о жизни наших предков из ограниченного количества источников. Передававшиеся устно сказания и легенды, письменные свидетельства иностранных авторов, данные археологических раскопок — вот все, что нам доступно. Что же, это не так уж мало. Давайте заглянем в мифическое прошлое, скажем, начиная где-то с пятого века до нашей эры.

Сразу получаем сенсацию: археологи обнаружили славянские поселки на всем пространстве Восточной Европы от Эльбы до Днепра. Да, изначально славяне жили по соседству с финнами, германцами, италиками, иллирийцами и входили в тогдашнюю европейскую семью народов, как ее составная часть. В глубине дремучих лесов, в труднодоступных, но плодородных местах вроде болот, речных и озерных берегов, строили они летние деревянные дома, стены и крыша которых держались на врытых в землю столбах. На зиму перебирались в полуземлянки с глинобитными или каменными очагами и печками. Там же выкапывали ямы-погреба для хранения запасов пищи, в основном продуктов земледелия — пшеницы, ржи, ячменя, проса, овса, гречихи, гороха — ради которых корчевали лес, освобождая небольшие пока еще поля. Из скота славяне разводили коров, овец, коз, лошадей. По-прежнему значительным вкладом в питание служили результаты охоты, рыболовства, собирательства грибов, ягод и кореньев.

Важной частью хозяйства были ремесла, особенно кузнечное и гончарное. Кузнецы не только ковали инструменты и оружие, но и занимались изготовлением всяких мелких вещиц вроде булавок и ножниц, а также простейших украшений, например, колец и бус. Гончары полностью обеспечивали потребность поселков в посуде. Если учесть, что все необходимые материалы для производства одежды и обуви также имелись под рукой, то славянские поселки были почти самодостаточны и являлись замкнутыми экономическими единицами, как и большинство деревень того времени.

И все-таки лишь «почти» самодостаточны. Не все нужное сырье можно было добыть в требуемом количестве. Не каждый желанный товар способны были изготовить местные умельцы. А значит, как и прочим народам, славянам оставались два выхода из ситуации — торговля и война. Благодаря контактам славян с другими народами, мы имеем возможность кое-что узнать о наших предках из книг таких старинных авторов, как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег, Иордан, и другие, писавшие, начиная примерно с шестого века нашей эры.

Славянские племена в тот период не управлялись монархом, а жили в «народоправстве», то есть при режиме так называемой «военной демократии», когда каждый взрослый мужчина является воином и имеет равный голос на собраниях общины.

Византийские писатели высоко ценили боевые качества славян. По их словам они выносливы, легко переносят плохую погоду и недостаток пищи, превосходно плавают, в том числе и под водой, предпочитают партизанские методы ведения войны в лесах и особенно искусны в засадах. Рядовой славянский воин образца шестого-седьмого века вооружался двумя небольшими копьями, одинаково пригодными в качестве дротика и для ближнего боя. Как правило, при нападении из засады первое копье металось в противника, после чего воин шел в рукопашную со вторым копьем и маленьким щитом. Запасным оружием на случай потери копья служил поясной нож или кинжал, а у вождей часто бывали и короткие мечи. Если заросли не мешали, то использовались и маленькие луки с небольшой пробивной силой. Наконечники стрел смазывали ядом, так что любая царапина становилась для врага фатальной.

В силу слабой производительности труда — один человек едва мог прокормить себя самого, а излишки накапливались довольно медленно - рабство славянам поначалу было неизвестно. Поэтому пленных либо отпускали за выкуп, либо оставляли в общине на положении свободных работников, равных с другими во всем, кроме права на оружие и голосование на собраниях.

Иноземных купцов славяне, как правило, не грабили, а охотно торговали, обменивая хлеб, меха, мед, воск, ценные породы дерева на украшения, дорогую посуду, качественное оружие. Ну, а когда нечего было предложить на обмен, что происходило довольно часто, удалые вожди собирали жадную до подвигов молодежь в поход на богатые византийские провинции. Дружины возвращались в свои деревни, нагруженные золотом и серебром.

Участникам такого похода не очень-то хотелось возвращаться к тяжелому труду крестьянина или ремесленника. Часть трофеев они обменивали на хорошее оружие, прочные доспехи и боевых коней, после чего превращали войну в профессию. Соплеменникам больше не было нужды защищать себя самим. Проще снабжать пищей вождя и дружинников и не отвлекаться от хозяйственных забот, тем более, что подсечное земледелие требовало постоянного корчевания леса под все новые и новые поля.

Росли умения населения, да и само оно росло. Некоторые деревни превращались в городки. Стало выгодно использовать захваченных пленников в качестве рабов, обрабатывающих поля и трудящихся в мастерских. Вожди и дружинники постепенно отделялись от массы соплеменников, превращаясь в богатую знать, прибиравшую к рукам землю и власть уже не над отдельной деревней, а над целыми племенами и союзами племен. Старое «народоправство» уже не удовлетворяло новых «хозяев жизни». Для защиты своего положения им требовалось заменить племенные обычаи выгодными для себя законами и создать эффективный аппарат управления — монархическое государство, где власть и собственность будут передаваться по наследству внутри большого разветвленного рода. Главный род — княжеский - соберет вокруг себя знатные семьи старших дружинников — бояр — и вместе они на веки вечные установят правление, исключающее влияние простонародья.

Так или примерно так складывались предпосылки создания славянских государств, в том числе и восточнославянского — Древнерусского. Но это уже история для другого рассказа...

Нравится статья? Поблагодарите журнал и автора подарком.