Сегодняшняя статья будет винегретно-соляночной, всё будет свалено в одну кучу. Но именно так и выглядит любое нечто перед дешифровкой (ну, или перед переездом в новое пространство).
Представим, что окружающее нас пространство – шифровка. И нам обязательно надо докопаться до её сути.
Наверное, многие заметили изменения, произошедшие за этот год. Время исчезло, а пространство изменило свои свойства, утратило прежние, знакомые нам механизмы (например, мы, исходя из прежнего опыта, пытаемся помогать другим, но помощь эта либо не приносит никакой пользы, или, того хуже, наносит очевидный вред), и пополнилось чем-то новым и пока не объяснимым. Но уже интуитивно нам знакомым. Да-да, не удивляйтесь, этот опыт нами был приобретен за годы увлечения компьютерными играми. Так пространство приучало нас к себе будущему, новому. Потому что аналогов в прежнем – не было.
Ребенка общаться и обращаться с пространством учат взрослые. Путем похвал и нравоучений. То есть, как в шифровке, расставляют большие и малые флаги, или маркёры, учат пользоваться ключами. Положим, учат Фиму (то есть, каждого из нас) ходить на горшок. И когда у Фимы наконец получается не надуть в штаны, родители звонят бабушкам-дедушкам с радостной новостью: «Фима сам сходил на горшок!». Так у Фимы (каждого из нас) вырабатывается определенная привычка, рефлекс – если мы поступили правильно, нас хвалят. И мы начинаем верить в правильность своего поведения при наличии последующей похвалы. Но следует помнить, что это срабатывает только в нашем пространстве, в котором мы окружены близкими и любящими нас людьми.
Оказавшись в чужом пространстве, к похвале надо относиться очень осторожно.
Одна из героинь Жоржа Симеона (с огромным шрамом вдоль левой щеки) в ответ на комплимент мудро замечает: «Когда мне это говорят, я в первую очередь задумываюсь, ПОЧЕМУ мне это говорят». Похвала в чужом пространстве должна восприниматься как свисток для гончей или свист кнута для рысака. Между тем большинство из нас воспринимают похвалу (те же лайки) как повод считать себя белыми-пушистыми и всеми любимыми. Как бы не так! Похвала в чужом пространстве похожа на флажки, по которым зверя гонят в нужном для охотников направлении.
Одним из самых ярких примеров своего и чужого пространства конечно же является рязановская комедия «Ирония судьбы, или с легкой парой». Фима Женя Лукашин, не заметив, как оказался в чужом пространстве, рвётся на горшок , дубасит ногами в дверь, как ему кажется, его квартиры, с ревом призывая маму впустить его домой. Но, оказывается, мамы нет. Пространство подменено. И подменено в тот момент, пока герой находился, в так сказать, отКЛЮЧке. И в этом чужом пространстве еще пытается действовать как в своем собственном.
Вы уже поняли, куда я клоню. Да, к гибели дятловской группы. Большинство из ребят родилось зимой, январь-февраль. Зиму, снег, холод они воспринимали как свое родное. Но не учли крохотного «но». Они полагали, что находятся в своём пространстве и могут вести себя по своим принципам, но на самом деле они оказались в пространстве чужой зимы. Поэтому не удивительно, что чужое пространство не допустило в себя Юру Юдина, родившегося летом. И, с другой стороны, пространство Юры Юдина по мере приближения «к чужой сфере влияния» вступило с ней в сильный резонанс, что привело к физическим недомоганиям Юры.
Вы уже догадались, куда я клоню. Да, провожу параллель с сегодняшней болячкой всего земного шара. Наше всеобщее недомогание вызвано резонансом от стыка старого и нового пространств.
Заглянем в историю. Нашим прадедам, чтобы прокормиться, приходилось трудиться от зари до зари. Некую передышку давала зима. У наших родителей уже появилось время ходить на химическую завивку и забой дворового доминошного козла. Мы уже настолько разгрузились от грубой тяжелой работы, что смогли позволить себе торчать в сети, сельфуя и лайкая (ну чем не общеизвестное «обло, озорно, стозевно и лаяй» ? ). Наши дети переходят на виртуальную пищу. Не сфоткал – не поел. Похоже, что вскоре насыщение будет происходить через зрение, а не через желудок. Смеетесь ? Ну и ладно.
Чтобы знать, как взаимодействовать с пространством, надо понять, что пространство любит, а что – нет. Чтобы понять, надо услышать. Чтобы услышать, надо слушать. Чтобы слушать, надо хоть немного быть в тишине и одиночестве. И тогда услышится, что пространство не любит хлама. Просто на дух его не переносит. Пространство любит быть услышанным.
Чем мы заполним новое пространство ? Неужели потащим в него свои старые страхи, комплексы, обиды ? Гораздо разумней заполнить его другим. А чем другим, каждый из нас решает самостоятельно…
P. S. По ссылке можно почитать юмористическую миниатюру о взаимодействии человека с пространством "раммштайн, или большая кастрюля")