Удивительный случай произошел однажды со мной при ловле карася на одном из Подмосковных прудов: я рыбачил в его самом заросшем углу, забрасывая приманку в окошки между травой и ряской. Карасики азартно водили или приподнимали поплавки, рыбалка была интересной и результативной. Вдруг я заметил, как в нескольких метрах от меня начал вздрагивать и шевелиться кустик осоки, росший прямо по кромке воды. Я присмотрелся: показалась из-под ряски маленькая голова, задержалась на мгновение на поверхности и тут же снова скрылась. Лягушка, что ли?
Но тут осока прямо ходуном заходила, и всплыла позади нее чья-то темная широкая спинка. Мелькнула на несколько секунд и снова исчезла. Нет, не лягушка это, и, явно, не рыба, кто тогда?
А у меня под рукой лежал подсачек: я всегда его с собой беру, надеясь на поимку крупного карася. Взял его, встал потихоньку со стульчика и подошел к осоке, которая все еще продолжала шевелиться. Резко опустил сачок до дна, зачерпнул им ряску и… глазам своим не поверил! В сетке сачка лежала небольшая черепашка, размером чуть больше моей ладони! Откуда она здесь!? Удивительно!
Отмечу, что пруд, на котором я рыбачил, находится неподалеку от моего дома, поэтому, конечно, я забрал черепаху с собой, показал свои родным и соседям. Черепашка имела блестящий темный панцирь и светло-желтое брюшко с крупными точками на нем. Она то и дело высовывала свою головку и с любопытством осматривалась по сторонам. Удивлялись и мы: как она оказалась в нашем пруду, выпустил ее кто-то, что ли, или в небольших количествах они все же обитают у нас ?
Вдоволь насмотревшись, мы посадили ее в ведро и отнесли обратно на пруд. Выпустили около того же самого кустика осоки…
Когда возвращались домой, все продолжали обсуждать это происшествие: ведь никогда мы не слышали, чтобы в наших прудах водились черепахи. Бобры - есть, ондатры и норки – тоже есть, но чтоб жили черепахи?!
На следующий год я встретил ее (или не ее?!) снова, на том же самом пруду. Абсолютно аналогичная картина: заросший угол пруда и вздрагивающие осока и камыш, из которых иногда высовывалась маленькая голова и часть поверхности панциря. Получается, что зиму с нашими морозами она легко пережила!
Когда я рассказал эту историю своим друзьям, объясняя появление черепахи в пруду тем, что, скорее всего, ее просто кто-то выпустил, то один из них возразил и рассказал вот что: оказывается, в озере, на котором он часто рыбачит, этих черепах много, и он несколько раз за сезон видит их около прибрежной травы. И, мало того, однажды одна из черепах клюнула ему на червя, он тащил ее и был уверен, что на крючке – крупная рыба… Озеро это, кстати, километрах в пяти от нас.
Черепаху он, правда, так и не вытащил – у самого берега она леску все же оборвала. Но он четко видел ее и, говорит, сам оказался виноват: просто слишком резко дернул леску, пытаясь поднять ее из воды. Так что, получается, живут они чуть ли не во всех наших прудах, а мы просто их соседства не замечаем, ошибочно считая местом обитания черепах более южные регионы! Но нет, нравятся им и наши заросшие пруды! Удивительно, правда?