Послушаем несколько мнений.
Когда вы занимаетесь математикой и физикой, вы сильно цените те «вау» моменты, когда математический расчёт работает так эффектно и красиво, что просто обязан намекать на глубокую и волшебную структуру, которая должна быть правдой. По мере того, как я узнавал всё больше о теории струн, я лучше и лучше понимал эти «вау» моменты» (которых там много).
Это настолько впечатляет, что я без тени сомнения убеждён в достоинствах теории струн. Это также показывает, почему теория струн является неизбежной и неотъемлемой частью физики. Калибровочная теория реальна и верна: она описывает электроны и фотоны, W-бозоны и кварки, и бесчисленное количество раз проверялась в различных экспериментах. Данные показывают, что некоторые калибровочные теории буквально являются теориями струн. Учитывая, что многие учёные хотели бы лучше понять калибровочную теорию, было бы совершенно глупо отказываться от теории струн.
Одна вещь, которую мы, учёные, можем сделать — это попытаться завоевать доверие, давая хорошие, понятные ответы на фундаментальные вопросы. Как только люди поверят, что мы знаем, о чём говорим, мы должны сделать всё возможное, чтобы не злоупотреблять этой ответственностью и дать хорошие советы по вопросам, ответы на которые понять уже труднее...
***
По теории струн, возможно, было написано больше статей, чем по любой другой теме того же уровня специализации. Результатом такой активной деятельности стало то, что сейчас в теории струн трудно найти что-либо выполнимое и стоящее, но до сих пор не выполненное.
Естественно, поэтому физики-теоретики ищут другие области, в которых легче добиться прогресса и получить результаты, имеющие шанс получить некоторое признание. Следовательно, сейчас над теорией струн работает меньше людей, чем в период её расцвета.
Это не значит, что физики отказались от неё. И это, конечно, не означает, что они считают её неудачей. Аргументы в пользу теории струн как правильного способа квантования гравитации и объединения с другими силами всё так же хороши, как и когда-либо, и они действительно сильны. Однако теория струн натолкнулась на серьёзные препятствия в двух направлениях.
Во-первых, использование теории струн для предсказания физики частиц низких энергий оказалось намного сложнее, чем предполагалось изначально. Несмотря на то, что некоторые люди здесь могут разглагольствовать о «научном методе», это не означает, что теория струн неверна. Это просто означает, что преодоление энергетической щели, которая составляет 15 порядков величины между нынешними экспериментальными пределами и планковским масштабом, будет нелёгким. С какой стати кто-то мог подумать, что это не так?
Вторая проблема заключается в том, что не все понимают математических оснований теории струн. Есть некоторые расширения возмущений, неполные матричные модели и масса предполагаемых двойственностей. Как только найдут принципы симметрии, лежащие в основе теории струн, появится более полное понимание, возникнет возрождение интереса и новый прогресс.
Решение может исходить и не от людей, непосредственно думающих о теории струн. Оно может исходить и от какого-нибудь математика, исследующего чудовищную алгебраическую геометрию, или в результате работы над амплитуэдром. До сих пор эта тема находится на втором плане, но по-прежнему признаётся сведущими людьми, как правильный путь.
***
Как уже указывалось выше, сделано почти всё, что можно сделать для развития теории струн.
- Эта область была начата в 80-х годах, продолжалась не менее 30 лет, и до сих пор не получено никакого проверяемого прогноза.
- За эти 30 с лишним лет не было проведено ни одного эксперимента или наблюдения, которые окончательно определили бы теорию струн как доказанную достоверную теорию в области её применимости.
- Хотя ОТО была с готовностью принята после того, как она была подтверждена искривлением звёздного света Солнцем через несколько лет после первой публикации Эйнштейна об ОТО, из сообщества экспериментальной физики не вышло ничего даже отдаленно сопоставимого, чтобы подтвердить теорию струн. Неудивительно, что теоретики «уходят с поля».
- Основная причина отказа от этой теории возникает, когда всё больше и больше исследователей осознают, что они идут по длинному и извилистому пути, который в конечном итоге заходит в тупик.
Я не уверен в этом факте, но я читал, что сам Эйнштейн провёл последние 20 или более лет своей жизни в поисках теории «великого объединения», и, конечно же, это было безуспешно.
Я хотел бы сделать смелое предсказание прямо здесь: не существует теории великого объединения («теории всего»), потому что гравитация не может быть объединена с другими фундаментальными силами в природе. Это означает, что гравитация не квантуется, а гравитона не существует. Квантовая механика теряет актуальность.
По материалам обсуждения (англ.).