Ветхозаветный закон прямо указывает на то, что муж и жена не должны прелюбодействовать. Супружеская измена или развод – это надругательство над таинством брака. Считается, что последствия развода также болезненны и губительны, т.к. это разрыв единой человеческой плоти, ибо сказано: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2;24).
В Ветхом Завете было сказано: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20;14); «Если кто будет прелюбодействовать... да будут преданы смерти» (Лев. 20;10). В Ветхом Завете нарушение заповеди о целомудрии вызывало страшные наказания, а в Новом Завете казнь становится еще страшнее: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют» (1 Kop . 9;10).
Запрет кровосмешения, гомосексуализма, лесбиянства и скотоложства сопровождался гневным Божественным предупреждением: «ибо кто будет делать эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего» (Лев. 18;29).
В Священных текстах много описаний чудесных исцелений от проказы, порчи, чесотки, лишая, дизентерии, мора, язвы, чумы, женских кровотечений и бесплодия, слепоты, глухоты, немоты и других болезней.
Библейская традиция различает грехи против Бога, против ближнего и против самого себя. Среди них существуют грехи смертные, ведущие к погибели души – это гордость, блуд, зависть, грехи хулы на Святого Духа – отчаяние, упорное неверие и другие, а также грехи, вопиющие на небо об отмщении – аборт, отцеубийство.
Библия также говорит о страстях и пороках, которые мучают человека. Неоднократны предостережения о пагубности чревоугодия.
На здоровье человека неблагоприятно отражаются тщеславие и гордость, которые являются факторами риска многих заболеваний. «Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения», – констатирует Премудрый царь Соломон (Притч. 17;19). Одним из порождений гордыни является гнев. Порок этот был известен в глубокой древности. «Ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость» (Сир. 30;26).
Одной из страстей, «обуревающей человека в море житейском», является печаль. В Библии находим такое наставление: «Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца – жизнь человека, и радость мужа – долгоденствие... утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир. 30;22-25). Апостол Павел разделяет печаль на два вида и говорит, что: «…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7;10).
Сказанное о мирской печали не по Богу можно отнести и к унынию. Православная аскетика всегда подчеркивала их родственную связь. Клинически она протекает, как астения или различные формы депрессии, более подробно об этой страсти и о других будет сказано в следующей главе. Священное Писание учит нас, что: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17;22). Утрачивая веру в Бога, душа зачастую испытывает чувство безысходности, потерянности, необъяснимой тоски, внутреннего одиночества и, в конечном счете, отчуждение от источника жизни – Бога.
Психологическая картина печали и уныния заключается в утомлении души, сожалении о потерянном или мнимо потерянном времени, скорби о реально или ложно упущенных возможностях. Результатом этого является физическое изнеможение. «Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли», – говорит пророк Давид (Пс. 30;11).
По слову Библии вредит здоровью страсть сребролюбия. Библейский пример сребролюбца – Иуда Искариот. «…желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6;9-10).
За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно показала связь греха и болезни, душевного состояния и физического здоровья: «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель» (Пс. 139;12). Грех в этой связи можно рассматривать как почву для разного рода личностных конфликтов и нравственно-отрицательных эмоций, и следствие этого тех соматических и психических заболеваний, которые с ними связаны.
За многие века до естественнонаучных медицинских открытий Библия считала здоровым человека с гармоничным физическим, душевным и духовным развитием и содержала рациональные и дальновидные предписания по сохранению здоровья.
Спасибо, что прочитали мои статьи.