Братья на словах отказались вступать в наследство и оформлять на себя полуразрушенный дом матери, пока им не занялся старший сын. Но наследников, как оказалось, было больше.
***
Сергей не спеша потянул за один конец шарфа и снимал долго, как будто обдумывая слова, что хочет сказать. Поворачиваться от вешалки тоже не спешил, казалось, что вот-вот он возьмёт пальто, схватит шарф и выйдет, так и не поговорив.
Фаина всегда обращала внимание на две вещи во внешнем виде клиентов (часы и ботинки), чтобы ещё до того, как человек скажет хотя бы слово, предугадать о какой сумме идёт речь.
Часов на руке у посетителя не было, ботинки недорогие. Фаина подняла взгляд на мужчину и улыбнулась.
- Присаживайтесь.
Сергей всё ещё сомневался в правильности своего поступка поделиться тем, что тяготило или нет.
- Вы по поводу наследства хотели бы проконсультироваться, Сергей Иванович? - начала первой Фаина.
- Да! - воскликнул мужчина, обрадовавшись, что специалист сделала верное предположение.
- Помогите мне дом себе оставить? - Сергей сдвинул брови у переносицы.
- Расскажите мне ничего не скрывая, если есть документы я бы их тоже хотела увидеть.
Сергей смутился. Было понятно, что не рассчитывал он сразу вот так всё на стол выкладывать, всё, что было в голове принёс.
- Трое нас было: я и два младших брата. Мать летом схоронили. А очень старый дом, в котором она жила, братья предложили продать. Я и согласен был. Но тут я на пенсию вышел, меня и попросили из квартиры, которую мне ещё при СССР выделили.
Мол, на балансе она за вами значилась пока вы служили, а теперь извольте за порог из служебной квартиры. Я помыкался, документы пособирал, в суд ходил, ничего не вышло, пришлось переехать в дом матери. Подлатал его, ремонт сделал, чтобы зимовать, водопровод провёл.
Время прошло, никто дом не покупает, у среднего брата ипотека срывается, денег на первоначальный взнос не хватает, у младшего - дочь родилась с осложнением, лечение затратное вышло. Помог я братьям, договорились, что я в доме живу, они в разговоре не против были.
А некоторое время назад я полы решил вскрыть, перестелить и в подполе коробочку нашёл. Золото там было и письмо...
Сергей заметно занервничал и Фаина, заметив это, поёрзала на стуле, понимая, что сейчас она услышит семейную тайну.
- В письме отец, которого я не помню, рассказывал, что устроился он с дочерьми хорошо, описывал дом, который ему выделили в колхозе. Спрашивал, как устроилась мать на новом месте, как сыновья ...
За слова о дочерях я зацепился сразу. Адрес переписал и пошёл на почту. Телефон администрации того района мне быстро нашли, теперь уж бывшая СССР там. И в администрации помогли отыскать двух женщин, о которых я узнал в письме.
- Детектив не иначе... - вдруг прервал свой рассказ Сергей.
- Да, - спокойно поддакнула Фаина, привыкшая к удивительным поворотам судьбы и встречавшая на своей практике и не такие сплетения.
Сергей успокоился и продолжил.
Взял я и поехал, душа не на месте была. Встретился с женщинами, нашёл. Мне они очень обрадовались. Выяснилось, что мать с отцом после рождения младшего брата разъехались по разным местам. Родных дочерей забрал наш отец. А сыновья с матерью остались. Почему так произошло, и зачем они уехали, никто не знает, а может, знают, да не договаривают. Отца давно не стало, не спросишь. Поговаривают, что сбежали от чего-то. Теперь не суть дела.
Фаина, с интересом выслушав рассказ, вновь задала вопрос:
- А делить что?
- Как что? Дочери матери теперь с меня требуют за дом свою часть. Считают, что я им должен остался, грозятся в суд пойти. Я им, не подумав, и отдал золото, что нашёл. Там, конечно, сумма вышла небольшая, но и дом столько не стоит, как они насчитали отступные.
А они опять за своё - хочешь жить в том доме, то плати нам. Старенькие они уже, с детьми живут... Отец ничего и не нажил. А мне честно совестно, что сами не смогли договориться. Родственники же, вот я к вам и пришёл. Что же мне совсем на улице оставаться теперь?
Фаина заметила, как нервно дёрнулся глаз Сергея.
- А вы не расстраивайтесь. Вы им сообщите, что дом - это неделимое имущество, которые вы разделить полюбовно не можете. Вы живёте в этом доме, другого жилья у вас нет, поэтому имеете преимущество в получении неделимого имущества.
И готовьте документы все, что есть: сколько стоил дом до вашего ремонта, чеки всё собирайте, выписки из банка, сколько на материалы затратили. С братьев нужно подтверждение о том, что не имеют претензий. Рассчитаем, может, и отдавать уже ничего не нужно будет, а они вам должны останутся. Суды - дело тягостное и долгое. Ни вам, ни им не нужны они.
Сколько дел таких у Фаины было уже и не сосчитать. Так же всё начинают родственники делить. Каждый пытается урвать больше, оттого, что считают, что чужое добро в руки идёт. А оно не чужое - оно ваше, общее, неделимое, потому что связывает в один общий узел - семейные узы.