Есть такие дети, которые даже на стуле сидеть спокойно не могут – ёрзают, подпрыгивают и даже падают то и дело с него! Ребенок не только проявляет повышенную двигательную активность, но и часто у него плохая память, он неусидчив, невнимателен и рассеян. Некоторые родители доходят до отчаяния, занимаясь с таким ребенком. К тому же они часто вынуждены выслушивать претензии других родителей или воспитателей, о том, что их ребенок крайне не воспитан, всем мешает, или другие нелесные высказывания. Но дело тут скорее не в воспитании, а в различных проблемах работы головного мозга, отделы которого созревают неравномерно у разных детей. Поэтому такому ребенку нужен хороший специалист - невропатолог, дефектолог или логопед, который не оставит родителя один на один с его проблемой.
Не смотря на все эти проблемы, с таким «непоседой» заниматься необходимо даже больше, чем с обычным ребенком, но, к сожалению, занятия ему даются особо тяжело! Есть ли выход?
Переходим на динамичное обучение
Родителю, который имеет такого ребенка, следует перейти с обычной формы обучение на «динамичную форму». Что это значит? Это значит, что ребенок должен как можно меньше сидеть на одном месте , например, за столом или на диване. Это значит, что сменяемость форм деятельности должна быть чаще, при этом не нужно добиваться, чтобы ребенок все сразу понял за одно занятие . Если ребенку не нравится сидеть за книжкой, то следует заменить задания из рабочей тетради подобными заданиями, в форме дидактических игр , ведь карточки можно переносить с одного места на другое и выкладывать прямо на полу! Но самое главное, как можно больше заданий следует выполнять в двигательной форме . Например, не просто слушать рассказ из книжки, а слушать его «активно», то есть все услышанное демонстрировать соответствующими жестами или движениями в процессе чтения, как бы выполняя все вместе с героем. Например, топая, если герой куда-то идет, «карабкаться», если герой куда-то взбирается. А при заучивании любой информации или стихов следует подключать смысловые движения - изображать жестами то, о чем говорится в стихотворении.Чем больше ребенок двигается во время занятия – тем лучше для процесса обучения! Например, ребенок может прохлопывать ответ, изображать телом геометрические фигуры или буквы, или изображать движением, то, что нарисовано на картинке и так далее.
Движение – спасательный круг
Почему же нужно добавить именно движение в процесс обучения? Что такого особенного происходит, когда ребенок двигается?
1. Задействовано больше видов памяти
Помимо зрительной и слуховой памяти, подключаются моторная и тактильная виды памяти. Что способствует более эффективному запоминанию.
2. Увеличивается устойчивость внимания
Когда ребенок двигается, он вынужден концертировать свое внимание на действии, поэтому ему сложнее отвлекаться, вследствие чего устойчивость внимания увеличивается.
3. Используется работа целостного мозга
В процессе движения задействованы те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, а значит информация воспринимается более полноценно.
4. Активируется речь
Ребенок, особенно маленький, пока не обладает возможностью полноценно выразить свои чувства и ощущения словесно. Поэтому телесные действия становятся аналогом речевого сообщения. Ребенок как бы «проговаривает» действием фразы, а, значит, быстрее происходит активизация речи.
5. Снимается утомление
Движение сбрасывает напряжение мышц, помогает дольше не переутомляться и поддерживать себя в тонусе.
6. Дает позитивный эффект
Одно дело слушать, про то, как мишка ползет на дерево за пчелиным медом, а другое дело самому, «карабкаться» на дерево, представляя себя медведем. Обучение превращается в веселую игру, а не в скучное сидение за столом!
7. Преодолевается расторможенность
Психоневрологи считают, что именно движение – и есть ключ к расторможенности ребенка, который поможет справиться с проблемой.
Как это выглядит на деле
Например, взрослый хочет, чтобы ребенок научился осознавать последовательность событий и научился составлять рассказ по картинкам. Для этого он подбирает задания типа «Что сначала, что потом», чтобы ребенок сначала распределил события в логическом порядке, а затем составил последовательный рассказ по этим картинкам. Если ребенок затрудняется выполнять подобные задания из рабочих тетрадей, то взрослому следует использовать аналогичную дидактическую игру или вырезать карточки самому.
Сначала взрослый просит карточки разложить по порядку, при необходимости исправляет ошибки. А затем предлагает ребенку все изобразить движением, что он видит на карточках. При этом, взрослый как бы подталкивает, ребенка, к тому, чтобы тот «подсказывал» глядя на следующую карточку, какое событие произойдет дальше («А что дальше будем делать?», «Какая следующая карточка?»). И только после такой работы, просит пересказать события, изображенные на карточках.
В результате включения в процесс обучения двигательной активности, ребенку проще воспринимать информацию, он меньше утомляется и ему легче справиться с заданием.