Найти тему
Любитель Медиевист

Истоки Средних Веков

Оглавление

Доброго времени суток, дорогие читатели. Этой статьёй я планирую начать цикл посвящённый всеми любимым средним векам, любимым на столько, что за последние годы число посвящённых им мифов начало расти в геометрической прогрессии. Собственно говоря, именно это и подтолкнуло меня к созданию блога в котором я рассчитываю изложить комплексное виденье этой давно ушедшей эпохи. Но прежде чем перейти к сути позвольте пару слов сказать о себе - да, как вы наверное поняли из названия канала я лишь никчёмный дилетант не имеющий профильного исторического образования. История для меня лишь любимое увлечение, хобби, которому я посвятил более 15 лет своей жизни. От того то мне и неприятно, что образованные и грамотные учёные мужи ведя, казалось бы, благую научно-просветительскую деятельность опираются в ней на мифы и информацию зачастую устаревшую ещё до начала текущего века. Разумеется, так же как я призываю к внимательности и осторожности относительно любых источников знаний, так же и в отношении самого себя я не утверждаю что являюсь истиной в последней инстанции. Так что всё сказанное ниже вы не только можете, но и должны воспринимать с известной долей скепсиса. В конце концов, человеку свойственно ошибаться, но глупо упорствовать в своих ошибках.

Важное уточнение

Прежде чем мы сможем перейти к самому предмету нашего разговора нужно убедиться что общаемся мы на одном языке, то есть одинаково понимаем терминологию. Как известно, о терминах не спорят, о них договариваются, так что волевым решением я объявляю следующие термины на которые я сам привык опираться.

  • Средние века. Тому "что это было?" будет посвящён весь канал целиком, так что пока ограничимся ответом на вопрос "когда это было?". Школьный учебник истории даст простой ответ, с V по XV века, от падения Западной Римской Империи до падения Восточной Римской Империи. Намеренное упрощение и на самом деле в нём нет ничего плохого, однако для наших целей такое определение не подойдёт. Лично я привык опираться не на хронологическое деление, а на этапы развития экономических, социальных и политических отношений и таким образом стартом настоящих средних веков я вижу не падение Равенны, но укрепление феодализма, того самого экономического и политического стержня всей эпохи. Этапы его развития и будут дробить общее средневековье на удобные для анализа промежутки. Другая же эпоха при таком подходе наступает при утверждении новой формации - капитализма. Когда именно это произошло: вопрос дискуссионный и точно нельзя сказать что во всём мире это случилось в один момент. Что уж говорить, сам термин "феодализм" был придуман аж во времена Великой Французской Революции дабы отделить старый мир от прекрасного "завтра". Значит ли это что во Франции средние века длились до XIX века? Есть научные теории которые считают именно так.
  • Собственно, сам феодализм. Лично я считаю удобным следующее определение: феодализм это система сюзеренитета построенная на открытом общественном договоре, существующая для регуляции правовых, экономических и социальных отношений между участниками этого самого договора. Как уже указано выше, сам термин был придуман отнюдь не в XII веке, однако не смотря на отсутствие удобного для нас названия, современники этой системы прекрасно осознавали существующие вокруг них вассально-ленные отношения и даже регулировали их при помощи законодательства, а потому для того что бы каждый раз не уходить в дебри ненужных в данный момент деталей я с чистой совестью буду использовать термин феодализм в значении общепринятом всеми более-менее знакомыми с историей людьми.
  • Тёмные века. Да, их я выделяю из термина "средневековье" по простой причине отсутствия в них феодализма. Разумеется, я прекрасно понимаю что этот термин вызывает массу ярких и противоречивых эмоций, но я просто привык на него полагаться для описания времени после падения ЗРИ и до создания Империи Каролингов, когда феодальные отношения уже крепко встали на ноги.

Самое начало

Битва  при  Адрианополе, переломная точка в истории Римской Империи.
Битва при Адрианополе, переломная точка в истории Римской Империи.

Часто можно услышать о том, что феодализм берёт своё начало в процессах имевших место ещё на закате Западной Римской Империи: когда затянувшийся политический кризис центральной власти привёл к усилению местечковых элит, в лице тех кого сейчас принято называть магнатами и латифундистами, а в Византии спустя века будут именовать динатоями. В какой-то момент дошло даже до того что Рес Публика Романорум отказалась от монополии на применение силы и даровала частным лицам право на содержание собственных армий. Это шло параллельно с закрепощением крестьянства, созданием сословия колонов. И действительно, складывается слишком удобная картина что бы не объявить это истоком феодализма и средних веков.

Но затем, мощный таран германских племён врывается в пределы Империи. Одоакр берёт штурмом Равенну. Традиция римской государственности в Европе пресекается.

Разумеется, германцы не были посланниками сил тьмы, равно как и не посвящали дни и ночи размышлениям о том как бы им сподручней было уничтожить римскую империю и её наследие. Всё совсем наоборот, ведь эти самые германцы уже давно приобщились к благам цивилизации, давно приняли крещение, неоднократно воевали плечом к плечу вместе с римскими армиями. За наглядным примером далеко ходить не надо - битва на каталаунских полях так же известная как Битва Народов. В ней германцы в союзе с Римом сражались против гуннов в союзе с другими германцами. Они не хотели гибели римской цивилизации, но очень желали стать её частью, так как это позволяло им их понимание.

Когда все эти многочисленные варварские племена и союзы навалились на имперскую бюрократию, та просто не выдержала и рухнула, развалившись на множество фрагментов. Сами германцы, очевидно, не желали губить курицу несущую золотые яйца, а потому не уничтожали города и не ущемляли в правах старую римскую знать, однако постоянная междоусобная борьба внутри самих германцев в итоге вызвала распад экономических связей между регионами старой империи, что наложилось на очередной этап климатических изменений. В итоге, города являющиеся центрами ремёсел и своего рода наукоёмкого производства ушли из фокуса внимания варварских королей, ведь тех начали беспокоить более насущные проблемы вроде преодоления голода, а эту задачу может решить только сельское хозяйство. В итоге всё это вызвало мощный экономический упадок, что тут же отразилось на всех аспектах жизни. В итоге римское наследие гибло не в сражениях и осадах, а в голоде и нищете.

Однако, германцы продолжали испытывать особый пиетет к тому что всё же удалось сохранить, всё ещё уважались эдикты императоров былых времён, официальные документы велись на латыни, а в некоторых городах юга Франции и севера Италии продолжало действовать римское право. Впрочем, это не имело возможности коснуться подавляющей части населения, проживавшего вне городов, так началась новая эпоха.

О дивный новый мир

Варварские королевства Европы сразу после гибели ЗРИ
Варварские королевства Европы сразу после гибели ЗРИ

Германцы преимущественно расселялись вне городов, где племенные союзы постепенно складывались в первые варварские королевства. Пригодная для сельского хозяйства земля становилась главной ценностью, её контроль и перераспределение - главными источниками власти. Ещё во времена Диоклетиана империя была вынуждена перейти к оплате налогов натуральным товаром, а не монетой, сейчас о самой возможности такого выбора сложно было и помыслить.

В такой обстановке и началось постепенное зарождение феодализма, для большей наглядности я предлагаю сосредоточить наше внимание на его будущем фасаде - рыцарстве, корни которого как раз и тянутся из этих Тёмных Веков.

Когда германцы шли на войну их войска состояли из двух частей: ополчение всех свободных мужчин, являющееся прямым следствием господства общинно-родового строя, и немногочисленные дружины вождей. Если с первыми всё должно быть понятно из их названия, то вторые представляют из себя прослойку профессиональных воинов, для которых в жизни нет иных занятий кроме войны. Эти люди не имели альтернативных источников дохода, они не пахали землю, не занимались ремёслами - их содержание целиком лежало на вожде или же варварском короле, а значит и на всём племени. Отношения со своим нанимателем у них были или напрямую родственными или же имитирующими таковыми, зарплату в нашем современном понимании они не получали, но одаривались дорогими подарками, а так же жили за счёт двора своего повелителя, сидя с ним за одним столом и едя такую же еду. А потому, поступательно развиваясь, дружина постепенно становилась всё более и более влиятельным социальным институтом постепенно вытесняя племенное ополчение на сугубо вспомогательные роли, именно к этому моменту времени относятся прекраснейшие находки вооружения и доспехов вендельской эпохи - сравнительно малочисленная дружина аккумулировала в себе экономический потенциал всего племени, от чего воины выходили в поход в позолоченных шлемах и с оружием инкрустированным драгоценными камнями.

В такой атмосфере постепенно продвигался процесс накопления первичного феодального капитала, одни прото-государственные образования пожирали другие, медленно росло влияние королей и под их управлением уже оказывались довольно обширные территории. Малочисленная пешая дружина уже не имела возможности успевать реагировать на угрозы. Ситуация усугубилась ещё сильнее когда по Испании прокатились арабские завоевания - реагировать нужно было немедленно.

Коня! Коня! Пол царства за коня!

Всадники Каролингов
Всадники Каролингов

Королевство франков столкнулось с невиданной ранее угрозой и как известно такие времена требуют экстренных мер. Карл Мартелл, основатель династии Каролингов и дедушка Карла Великого, издаёт особый указ о том что в армию он будет набирать только всадников, они же и были его дружиной. Пехота же должна была состоять исключительно из племенного ополчения и присоединяться к подвижному ядру армии только если сражение должно было произойти где-то рядом. Это решение значительно повысило мобильность войск, дав возможность не только оперативно реагировать на действия мавров, но и самим наносить стремительные удары. Минусом же стало то, что конный воин начал обходится в содержании ещё дороже пешего дружинника, на столько дороже что уже королевской казны перестало хватать на содержание этой новой армии.

Впрочем, игра стоила свеч и вот была одержана решительная победа в битве при Пуатье а Карл Мартелл стал Карлом Молотом. Королевство франков начало стремительно расширять границы становясь доминирующей силой в регионе. Контроль территории и постоянные военные походы требовали всё больше войск, при этом казна всё меньше и меньше была способна их содержать.

Дружеские и родственные отношения дружинников с их вождями постепенно сменялись на более профессиональные, стремительно завершалось формирование настоящей воинской корпорации стремящейся монополизировать военное дело как источник своих доходов и привилегий. Эти процессы достигли своего пика при Карле Великом, когда наконец родилась формула ставшая истинным началом феодализма - я тебе землю, ты мне службу.

Император Запада уже не видел способов содержания разрастающегося войска из своей казны, тем более что оно зачастую действовало в разных концах его империи. Для решения этой проблемы и была создана система сюзеренитета, в которой конный воин получал в надел землю, доход с которой и должен был обеспечивать его боеготовность. Разумеется, землю обрабатывать должен не сам всадник, а уже живущие там крестьяне землю которых король переподчинил их новому сеньору. В случае отказа от службы земля отнимается и перераспределяется кому-то ещё. На лицо экономия в казне и снижение нагрузки на только нарождающийся королевский бюрократический аппарат, ведь большая часть важных вопросов теперь решалась не при дворе правителя а прямо на местах.

Решение, казалось бы, идеальное. Способное одним выстрелом завалить не только двух, но и вообще всех зайцев. Если бы только Карл Великий знал к чему это всё в итоге приведёт...

На этой интригующей ноте сегодня мы, пожалуй, закончим. Оставляйте комментарии и предложения по улучшению содержания или же касательно того где и на сколько я не прав. Впрочем, даже ложную мысль нужно рассматривать подробно, ведь лишь при достаточной детализации она будет способна опровергнуть сама себя.