Интересная история произошла со мной на днях. Не буду углубляться в подробности этого богатого на не очень приятные события дня, но закончился он и вовсе феерично. Вечером мы с женой возвращались домой на каршеринге. В какой-то момент, поглядывая в зеркало заднего вида, я стал замечать автомобиль, за рулем которого увидел дядьку, постоянно отвлекающегося от дороги. Раз, другой, третий я обратил внимание, что этот автомобиль слишком уж к нам приближается. И когда мы уже почти добрались до дома, почувствовали сзади нормальный такой удар. Времени было 21:05. Выхожу и вижу неизвестной модели микролитражную праворульную Тоёту. Капот горбом, бампер в щепки. В общем, дело плохо. У нас царапина на бампере и чуть соскочила пластиковая накладка, крепящаяся на клипсах. Короче, ущерб копеечный. Звоню в службу поддержки Яндекс.Драйв и объясняю ситуацию. Мне предлагают сфотографировать повреждения, отправить их в чат и вызывать полицию, поскольку никакого европротокола, когда можно зафиксировать повреждения на сумму до 100 000 Р и разъехаться, у них не предусмотрено. Далее я прошу их прекратить аренду для того, чтобы не платить за поездку, которая не продолжается, соответственно, машину надо заглушить и сидеть без обогрева. К слову сказать, вся ситуация происходила на ул. Лобачевского, недалеко от МГИМО. Прямая дорога в три ряда, движение интенсивное и мы в среднем ряду. В общем, сидим, ждем, стремаемся проносящихся мимо на большой скорости машин. Проходит минут сорок. Мужичку из Тойоты начинает надоедать ждать гайцов и он пытается предложить мне 10 тыр и уехать, на что я отвечаю ему, что такой вариант никак не прокатит, поскольку машина у меня арендованная. Расстроившись, он отправился в находящийся рядом Бургер Кинг попить чайку. Это он сделал правильно и очень вовремя. Через несколько минут сзади раздается визг тормозов и грохот, потому что в его драндулет по касательной прилетает девочка на БМВ. Тоёта получает дополнительную вмятину на заднем бампере, а БМВ отрывает себе зеркало и расцарапывает всю левую сторону. В общем, становится совсем весело. Продолжаем ждать полицию и попутно в нашей машине начинает становиться холодно, поскольку двигатель заблокирован. И как водится по закону жанра, батарейка в моем телефоне начала разряжаться, а это довольно фигово, потому как предстояло еще не раз позвонить в службу поддержки. В какой-то момент мне позвонили из ГИБДД и сообщили, что будут через полчаса/час и мы решили отправить жену домой на такси. Она отдала мне свой телефон, а мой забрала домой заряжаться и уехала. Я продолжал ждать и тут меня как по башке шарахнуло. Я вдруг осознал, что приложение Яндекс драйва, посредством которого арендуются и приводятся в движение автомобили, уехало вместе с моим телефоном. Ад и жесть! Я давай звонить в поддержку и объяснять, что ситуация вот такая вот хреновая, и интересуюсь, каким образом мне завести автомобиль, чтобы после того как менты все оформят, хотя бы отогнать его в безопасное место. На это девушка ответила мне, что автомобиль можно завести только с приложения, а в случае если я оставлю транспортное средство там, где оно находится, я получу штраф в 50 000 Р плюс на меня лягут затраты на эвакуатор и штрафстоянку. Я пытаюсь ее по-человечески вразумить, прошу что-нибудь придумать или соединить с более разветвленно мыслящим сотрудником и прочее, на что всякий раз слышу дежурные фразы про то, что у них «не предусмотрена такая возможность», «нет такой информации», «у них такие правила», про необходимость приложения и мою ответственность. Тут я выхожу из себя и прогоняю длинную тираду про клиентоориентированность, про то, что совсем не по своей вине я уже два часа нахожусь на морозе в автомобиле без обогрева на оживленной улице в опасной ситуации и неизвестно, сколько еще мне придется так сидеть, поэтому я прошу помощи. После этого я услышал «оставайтесь на линии» и заиграла музыка. В итоге выяснилось, что можно прислать сотрудников Яндекса, которые подъедут и заберут машину, но отправить их ко мне можно будет только после того, как сотрудники ГИБДД начнут оформлять протокол. Почему нельзя было решить это сразу, а только после того, как мне пришлось надавить, я так и не понял.
Дальше события развивались следующим образом. К девушке на БМВ приехал ее друг на другом БМВ. Они подождали ментов еще около часа, потом им надоело, и они, договорившись с тоётоводом решить вопрос с бампером за 7 тыр, отправились домой. Ну а мы остались на проезжей части ожидать доблестную полицию, в то время как на дворе было уже около двенадцати и становилось все холоднее. Надо сказать, что за время ожидания мне раза три звонили из ГИБДД с вопросом «полицию вызывали?» и обещали скоро приехать, поэтому я не мог особо надолго отлучаться, чтоб хотя бы зайти в кафешку выпить чаю. Тут меня всё это стало окончательно задалбывать и я решил снова позвонить в поддержку, чтобы поинтересоваться насчет того, насколько вообще необходимо мое присутствие при составлении протокола в то время как я не являюсь виновником происшествия, машина целая, а их сотрудники за меня все заполнят. Машина арендованная и ехать в ней мог кто угодно, хоть сотрудник Яндекса. Естественно мне в очередной раз было объяснено, что такое вообще никак не возможно, а заодно напомнено об ответственности. В общем, в тот вечер я общался с поддержкой раз десять и понял, что особо вникать в мои проблемы и оказывать какую-то реальную помощь мне никто не собирается. Я пытался попросить хотя бы разблокировать двигатель, чтобы согреться. Но хрен там. Отопление у нас платное и по стандартному тарифу при любых условиях. Будь хоть минус сорок, все равно околевай.
В итоге гайцы приехали где-то после 12 ночи и оформили протокол. Вишенкой на торте стало выписанное ими мне постановление о том, что в машине отсутствует знак аварийной остановки, огнетушитель и аптечка. При этом не просто взяли и выписали штраф, а вручили постановление о том, что я тогда-то должен припереться к чёрту на рога в ГИБДД и оплатить там штраф 500Р.
В итоге я не стал дожидаться яндексников, а установил приложение на телефон жены, авторизовался, отправил фотку протокола, сам протокол положил в бардачок и поехал домой. В общем, дома я был около часа ночи. То есть с момента ДТП прошло 4 часа.
Но на этом история не закончилась. Утром мне от Яндекса пришло сообщение, что я положил в бардачок бумажку не с протоколом, а с постановлением насчет треугольника и пр., хотя сверху написано «протокол». Они предложили мне вариант либо оставить бумажку в любой машине, либо привезти в офис. Я ответил, что не знаю, когда теперь воспользуюсь каршерингом и пусть они пришлют ко мне курьера, на что мне ответили, что «такой возможности у них не предусмотрено». Ну, как обычно. Далее от них приходит сообщение, что им очень важно получить этот документ, на что я сообщаю им адрес, по которому курьер может забрать то, что им нужно. Ответом было: «вы также можете отправить документ курьером и нам это очень важно и ля-ля-ля-ля-ля…». Я охреневаю окончательно и пишу, что я же русским языком написал, что жду курьера от вас. При всем этом я еще и доставку оплатить должен? Ответом была очередная херня про то, что документ я должен передать самостоятельно, а без постановления ДТП считается неоформленным и прочая порожняковая писанина в стиле чат ботов, сдобренная нелепыми смайлами и эмодзи. В итоге я плюнул, открыл ближайшую яндексовскую машину, сунул бумажку под козырек, о чем их поспешил уведомить. В общем, удивительное дело. Компания с миллиардным оборотом не может найти 400Р на курьера… Оказывается, бывает и такое.
Что могу сказать в заключении. Я пользуюсь Яндекс драйвом года полтора и всегда предпочитал именно их. Иногда пользуюсь Делимобилем, но в основном Яндекс. Уж не знаю, почему, просто так вышло. ЯндексДрайв казался мне удобным и я даже рекомендовал его другим. Но после всей этой истории я серьезно задумался. По итогу, Яндекс драйв — очередная большая компания, которая оказывает вроде бы нужную услугу. Общается с клиентом в сопливо-инфантильном стиле и все такое френдли-расфрендли. Но как только происходит какая-нибудь шляпа, начинается «у нас нет такой возможности», «у нас нет такой информации», «это у нас не предусмотрено», «у нас такие правила» и реальную помощь приходится выбивать силой. Когда ты что-то требуешь, в ответ слышишь разные манипулятивные обороты типа «вы можете подъехать», «вы можете оплатить» и прочие «вы можете». Короче говоря, «свобода не иметь свой автомобиль» весьма относительная, то есть, до тех пор, пока не произойдет нештатная ситуация.
Буду ли я дальше пользоваться Яндекс драйвом — пока не знаю. Вероятно, только в каких-то крайних ситуациях. В общем, история получилась вот такая, а там думайте сами, решайте сами. И, будучи за рулем, держитесь подальше от каршеринговых машин.