При жизни непризнанный гений,
Судьба его полна падений.
И Демоны Врубеля рядом,
Глядят ̀с картин влекущим взглядом.
Демоны и духи – основная тема картин Врубеля. Он вторгается в мир потусторонних сил, переступая опасную и незримую черту.
Мир обрел, единственного в своем роде, художника. Окончив гимназию с золотой медалью, Михаил Врубель поступил в художественную Академию, вопреки воле отца, который мечтал, чтобы его сын стал юристом. В Академии художеств учителя поражались работам студента. Экспрессия присутствовала даже в работах из гипса. Но получить официальный диплом ему не удалось, т.к. Академию он не закончил.
В 1883 году художник дал согласие на работу в Храме Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Киеве – реставрация старинных фресок.
Вот там он и встретил своего "ангела и демона" в одном лице – Эмилию Прахову, жену руководителя реставрационными работами в храме. Молодой Врубель влюбился в нее без памяти.
Адриана Прахова забавляла эта привязанность художника к его жене, однако впоследствии это пристрастие уже тяготило обоих супругов. Спасло то, что Врубеля отправили в Италию: изучать византийскую культуру живописи.
После возвращения в Киев, молодой художник просил руки Праховой у Андриана. О взаимности не могло быть и речи. Михаил безумно мучился от неразделенной любви. Дабы заглушить сердечную боль, он изрезал ножом себе грудь, приняв муки физические. Подружившийся с Врубелем Коровин вспоминал: «Было лето. Жарко. Мы пошли купаться на большой пруд в саду. «Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы?» – «Да, это шрамы. Я резал себя ножом». «…А всё-таки скажите, Михаил Александрович, что же это такое вы себя резали-то ножом – ведь это должно быть больно. Что это – операция, что ль, как это?» Я посмотрел поближе – да, это были большие белые шрамы, их было много. «Поймёте ли вы, – сказал Михаил Александрович. – Значит, что я любил женщину, она меня не любила – даже любила, но многое мешало её пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Лик возлюбленной присутствовал на каждом полотне живописца. Рисуя для храма икону Богоматери, он изобразил ее с лицом Эмилии. Как-то раз губернская жена решила помолиться в храме, но увидев в чертах Пресвятой девы лицо Эмилии, взбесилась: " Мне что, Милке Пряховой нужно поклоняться? Подать сюда этого богомаза".
Полотно "Восточная сказка" писалось художником лишь для заработка, но он лишь сумел сделать эскиз акварелью. Влюбленный юноша принес ее Эмилии в подарок, но отвергла дар. Врубель разорвал картину, но потом все-таки склеил свою работу.
Отвергнутый живописец начал пить, посещать "кафешантаны", мог показаться на людях разрисованным в разные цвета радуги, влез в долги.
Отец художника по приезде в Киев ужаснулся: "Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем... Больно, горько до слез".
Адриан Прахов привлекал Врубеля и для росписи Владимирского собора. Несмотря на то, что к работе художник относился небрежно, он подготовил 6 вариаций «Надгробного плача» (дошедшие до нас только 4). Тем не менее, заказчик отверг самостоятельные труды юноши (т.к. понял их смысл). Врубелевский стенописный стиль слишком выделялся среди работ других художников. Целостность ансамбля разрушилась бы.
Врубель приезжает в Москву, где Коровин знакомит его с Саввой Мамонтовым (талант он распознавал сразу же), известным меценатом, который предлагает работу юноше. Выходило юбилейное издание Лермонтова "Демон", Врубелю было предложено иллюстрировать его.
Лермонтов был кумиром для Врубеля и за работу он принялся самозабвенно, без конца рисуя иллюстрации.
Образ Демона был излюбленной темой для художника. Врубель считал, что человек не понимает Демона, это не воплощение зла, а страдающий дух и нет ему места во Вселенной.
В иллюстрации сборника принимали участие еще восемнадцать художников. После публикации сборника на Врубеля обрушилась критика, возмущенное общество называло его иллюстрации уродством, грубостью и карикатурностью. Тем не менее, для потомков именно Врублевский Демон остался в памяти.
Всероссийскую промышленную и сельскохозяйственную выставку в Нижнем Новгороде (1896 год) задумали провести со значительной масштабностью. При выставке решили создать художественный отдел.
Министр Витте обратился с просьбой к Савве Мамонтову облагородить экспозицию. Мамонтов предложил Михаилу Александровичу подготовить панно для выставки. Но комиссия Академии встревожилась, когда увидела холсты «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», водруженные над входом. Дело в том, что по рассказам Адриана Прахова, они затмили работы в позолоченных рамках прочих художников. Комиссия сочла их нехудожественными и приказала снять.
Обиженный художник покинул Нижний.
Но Савва Мамонтов не сдается. Он сам оплачивает работу Врубеля и решается построить за свои деньги павильон перед входом на выставку, чтобы там разместить панно. Врубеля упрекали, что панно незаконченное, какие-то моменты он не успел довести до конца, а из-за скандальной истории желание закончить работу у Врубеля пропало. Эти части панно Савва пригласил дописать Коровина и Поленова. Мамонтов пишет Врубелю письмо, где его спрашивает согласия. Польщенный Михаил Александрович, с благодарностью соглашается.
Мамонтов переправляет панно в Москву. Поленов и Коровин работают на огромном дворе Саввы над картиной «Микула Селянинович». Рядом стоит флигель, где трудится Врубель, дописывая холст «Принцесса Греза». Под руководством Врубеля панно готово, а сам художник со слезами на глазах благодарил Собратьев по искусству.
Когда панно вернулось на экспозицию в Нижний, Мамонтов на фасаде разместил надпись –«Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств». Правда, вторую часть вывески пришлось замазать.
Это была сенсация выставки, хотя и скандальная.
Присутствие Демона мы видим к каждой картине художника. Еще не закончив полотно «Демон летящий», Врубель начинает писать картину «Демон поверженный», которую постоянно переделывает и дорабатывает. Эта трагическая фигура исковерканного и изломанного неземного существа.
К тому времени Врубель женился на оперной певице Надежде Забело, предложив ей «руку», почти сразу после первого знакомства, у них родился сын Савва. У мальчика врожденный дефект на лице - «заячья губа».
Работая над полотном «Демона», Врубель одновременно пишет портрет любимого сына. Но потом внезапно впадает в панику, повторяя, что картина принесет несчастье.
С Михаилом происходят перемены, он уже не скромный, порой стеснительный человек, а дерзкий и мятежный гений, критикующий всех и вся. Изменяется и Демон на картине. Надежда в ужасе, даже обращается к медикам. Врачи констатируют наличие неизлечимой болезни (сифилис в третьей стадии). Болезнь изменяет личность художника, который становится все более безумным. Врачи направляют его в клинику.
После больницы Михаил впал в депрессию, и опять на него сваливается огромное горе: умирает его единственный ребенок. И опять лечебница. Лечащий врач советует Врубелю снова начать рисовать. Это на какое-то время спасает художника: он пишет картины, даже получает признание, появляется много заказов. Врубель работает, как одержимый. В результате – слепота.
Жена художника была потрясена, когда слепой Врубель рассказывал и описывал ей картины о своей жизни в разных эпохах, как вместе работал с Микеланджело и Рафаэлем, расписывая соборы, и как, подобно Демону, летал среди скал... Через 4 года художник умер.
В газетах после его смерти писали: ""Демон" уничтожил своего творца".
Старалась очень я для Вас,
Хотела, чтобы интересно было,
Поставьте "пальчик вверх" сейчас,
Мне бы это стимулом служило.