Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

10 знаковых синглов The Smiths, которые не попали на студийные альбомы группы

Оглавление

Как это со мной часто бывает, желание поговорить об одной конкретной группе или одном исполнителе у меня сталкивается с классическим барьером: о чём же таком поведать интересном?

И вот, когда я решил вспомнить о прекрасных и крайне недооценённых легендах из Манчестера, то остановиться мне было на чём. Ещё бы: за короткий период своего существования они выпустили всего четыре альбома, зато один краше другого, да ещё и целая кучу би-сайдов, из которых можно слепить было добрых два полноформатных шедевра.

Классический состав The Smiths. 1985 год. Слева направо: Джонни Марр, Стивен Патрик Моррисси, Майк Джойс, Энди Рурк.
Классический состав The Smiths. 1985 год. Слева направо: Джонни Марр, Стивен Патрик Моррисси, Майк Джойс, Энди Рурк.

Поговорить об альбомах The Smiths было бы слишком просто (но я обязательно это сделаю в будущем), поэтому я выбрал иную сторону. Помимо четырёх альбомов и пары сильных сборников у группы вышло ещё немало синглов, которым не нашлось места на студийных альбомах. Именно о таких синглах я и хотел бы вспомнить сегодня. Можете считать эту статью эдаким кратким вводным курсом в творчество одной из лучших гитарных групп 80-х.

Начнём.

«This Charming Man»

Альбом: «The Smiths» (1984 год, только американское издание)

Если дебютный сингл «Hand in Glove» стал сильным заявлением от новичков, то второй – уже полнейшим хуком. «This Charming Man» и по сей день остаётся одной из самых узнаваемых песен The Smiths. Не в последнюю очередь благодаря блестящим гитарным проигрышам талантливого Джонни Марра, но не меньше слушателям врезались в память недвусмысленные строчки текста фронтмена Моррисси (ах, в этой очаровательной машине сидит очаровательный мужчина). Всю дальнейшую карьеру The Smiths будут сопровождать эпитеты «отличные гитары» и «забавные тексты».

Успех песни был обеспечен большим влиянием на радио популярного диджея Джона Пила (который буквально покровительствовал группе) и видеоклипом, в котором сформировался образ Моррисси перед публикой – циничный меланхолик, размахивающий своим букетом гладиолусов. «This Charming Man» вышла на дебютном альбоме коллектива лишь на американском издании и до 1989 года носила гордое звание внеальбомного сингла, но в последующих переизданиях пластинки песню стали включать в основной треклист «The Smiths».

«Heaven Knows I'm Miserable Now»

Сборник: «Hatful of Hollow» (1984)

Любую песню из каталога The Smiths хоть сколько-нибудь носители английского должны разбивать на цитаты. «Я искал работу и, наконец, нашёл её, но видит Бог, как же я несчастен» – особо ёмкие слова в период так называемого тэтчеризма 80-х (когда британцы часто теряли работу в любой компании). «Для чего я трачу своё время на людей, которым всё равно – жив я или нет?». Ух.

Добавим к этому, само собой, запоминающийся гитарный рифф и готов ещё один хит. Лишь два сингла группы смогли добраться до ТОП-10 в британском чарте за время существования The Smiths, что достаточно неплохо для группы с маленького лейбла Rough Trade. И этот сингл – один из двух.

«William, It Was Really Nothing»

Сборник: «Hatful of Hollow» (1984)

В спорте есть известный термин: хет-трик. 3 забитых футболистом гола в одном матче, если кто не знает. В 1984 году The Smiths выстрелили настоящим хет-триком из внеальбомных синглов. О первом мы поговорили, третий будет далее, а это второй. «Уильям» – абсолютнейшее двухминутное баловство, рассказывающее о целесообразности брака с точки зрения друга главного персонажа, который по-особенному переживает за товарища.

Давным-давно закрытое, но существовавшее на протяжении более чем четыре десятилетия британское телешоу под названием «Top of the Pops» следовало придумать только хотя бы ради выступлений на нём The Smiths. Что может быть круче фанеры с неподключённой бас-гитарой Рурка, акустической электрической гитарой Марра и абсолютно кайфующим Моррисси? Ах да, я что-то говорил о крутых би-сайдах! На сторону Б данного сингла угодила великолепная «Please, Please, Please, Let Me Get What I Want». Но был на нём ещё и другой би-сайд...

«How Soon Is Now?»

Сборник: «Hatful of Hollow» (1984)

Альбом: «Meat Is Murder» (1985, только американское издание)

Хет-трик был официально оформлен в январе 1985 года, несмотря на то, что все песни с сингла «William, It Was Really Nothing» Джонни Марр сочинил в июне 1984-го и они вышли первоначально вместе. Таким образом мир едва не пропустил, как выяснилось, одну из лучших и, скорее всего, самую известную песню The Smiths. Практически семиминутный эпик стал объектом кавер-версий даже далёких от «кузнецов» групп, вроде наших Тату.

И это всё произошло менее чем за год и в перерыве между первым и вторым альбомом The Smiths! Просто вау. Ну и вспомним сериал «Зачарованные», конечно. Правда там тоже звучал кавер.

«Shakespeare's Sister»

Сборники: «The World Won't Listen» и «Louder Than Bombs» (1987)

Следующий сингл, вышедший в марте 1985 года, остался совсем уж незамеченным. Он не попал в альбом «Meat Is Murder» (в отличие от би-сайда «What She Said»), да и одной из своих любимых песен я его считать не привык.

По крайней мере в силе сочинить отличную лирику Моррисси точно не откажешь. Здесь он вновь показал свою многогранность: название отсылает к эссе британской писательницы Вирджинии Вулф «Своя комната». А собственно сам текст направляет уже на пьесу «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямс. Начитанный парень.

«Panic»

Сборники: «The World Won't Listen» и «Louder Than Bombs» (1987)

Ещё даже не выпустив в свет свой третий, максимально триумфальный альбом «The Queen Is Dead», The Smiths принялись за новые записи. Вдохновением для Джонни Марра и Моррисси в данном случае послужила услышанная по радио новость о трагедии на Чернобыльской АЭС (песня записывалась в мае 1986-го). В музыкальном же плане Марр решил отдать дань уважения Марку Болану (очень уж «Panic» напоминает «Metal Guru» группы T. Rex).

Песня стала самой скандальной в творчестве коллектива. Участников обвиняли в расизме (на основе строчек «burn down the disco»), призывах к насилию («hang the blessed DJ») и даже гомофобии (в случае с Моррисси это прямо-таки цирк). Правда нынче широко распространена версия, что последний референс был направлен в сторону конкретного диджея – Стива Райта с BBC Radio. По мнению The Smiths, именно он после известия об аварии сразу же пустил в эфир весёлый хит группы Wham!, что очень не понравилось Марру и Моррисси.

«Ask»

Сборники: «The World Won't Listen» и «Louder Than Bombs» (1987)

Моррисси вполне может считаться ещё и королём интровертов. А всё благодаря чарующей в своей скромности «Ask», которую опять-таки несложно разбить на цитаты. «Застенчивость – это хорошо, но она может помешать тебе делать всё, что хочется». «Если не любовь, то хотя бы взрыв бомб может свести нас вместе». Если The Smiths и могли писать о любви, то делали это вот так. Или с помощью каких-то других необычных метафор.

После агрессивной «Panic» выпустить синглом вот такую более добрую песню – намеренная политика группы. Ничего удивительного, что она считается также одной из лучших в их творчестве.

«Shoplifters of the World Unite»

Сборники: «The World Won't Listen» и «Louder Than Bombs» (1987)

За свой последний официальный год существования The Smiths успели сделать многое. Первой ласточкой стал сингл с весьма забавным названием «Воришки всех стран, объединяйтесь». Это нечто иное, как вариация на тему лозунга коммунистов о пролетариях.

В видеоклипе Моррисси не зря щеголяет в футболке с Элвисом. Знаменитый американский певец присутствует на обложке данного сингла. Сам Моррисси, кстати, считает именно эту песню лучшей из всех, что когда-либо выпустили The Smiths.

«Sheila Take a Bow»

Сборники: «The World Won't Listen» и «Louder Than Bombs» (1987)

Последний прижизненный неальбомный сингл группа выпустила в апреле 1987 года, как раз во время записи альбома «Strangeways, Here We Come». И он стал тем самым вторым, добравшимся до ТОП-10 в Англии. Удивительно, но на этот раз Моррисси обращается в тексте непосредственно к девушке, мол «хватит домашней работы, пора бы и любовь свою найти».

Поначалу в песне должен был фигурировать ситар, но запись была неудовлетворительной и в конечном итоге песню перезаписали. Теперь рифф напоминал марширующих солдат. Тоже неплохо.

«Sweet and Tender Hooligan»

Сборник: «Louder Than Bombs» (1987)

Первоначально вышедший как би-сайд для «Шейлы», который даже не был записан в студии. 2 декабря 1986 года эта песня была представлена на знаменитых сессиях Джона Пила и в таком виде сначала появилась на американском сборнике 1987 года, а в 1995 году вышла отдельным синглом уже спустя восемь лет после распада The Smiths.

К сожалению, о воссоединении группы говорить не приходится и по сей день. И останутся они «хулиганами, которые будут поодаль друг от друга». По крайней мере они точно вдохновили новое поколение британских музыкантов на попытку очередного «британского вторжения».

На этом у меня всё. Надеюсь, что вам было интересно. В комментариях хотелось бы узнать ваше мнение касаемо творчества The Smiths в целом и их неальбомных синглов в частности.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.