Найти тему
Полевой Стан

Экспорт органических продуктов - очень перспективно, но очень сложно!

органические продукты
органические продукты

"Не ешьте ничего, что ваш прапрадед не признал бы едой. В супермаркете очень много продуктов, похожих на продукты питания, которые ваши предки не могли бы распознать как еду. Держитесь подальше от них", — Майкл Поллан.

Выйти на международные рынки отечественным производителям органической продукции, в том числе и небольшим, становится проще благодаря совершенствованию законодательства, а также консультационной и маркетинговой поддержке со стороны государства.

Интерес к российской сертифицированной органической продукции связан с тем, что мировой рынок органической продукции стабильно растет на 5-15% на протяжении последних десяти лет. По статистике в европейских странах спрос на органические продукты продолжает расти, а количество сертифицированных земель увеличивается незначительно, считают в Союзе органического земледелия.

Органические продукты изготавливаются без использования синтетических пестицидов, минеральных удобрений, регуляторов роста и пищевых добавок. Поэтому нарастить объем такой продукции и придерживаться технологии сложно и дорого. С этим помогает государство, которое в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» выделяет средства на повышение качества продуктов.

органическая продукция - самый востребованный бренд
органическая продукция - самый востребованный бренд

В прошлом году отечественные компании начали экспортировать органику за рубеж. Цель амбициозная: Россия стремится занять к 2025 году 10-15% мирового рынка органики. В Союз органического земледелия регулярно поступают заказы на сертифицированную органическую продукцию из за рубежа – Нидерландов, Канады, Италии, Франции и Германии.

Но, к сожалению, на данный момент в России дефицит сертифицированных производителей органической продукции и обеспечить поступающие заказы нет возможности. Российские производители упускают очевидную выгоду.

Международные трейдеры отмечают, что за последние три года соседняя Украина подняла цены на органические зерновые в три раза. Поскольку есть дефицит продукции, трейдеры вынуждены соглашаться на их условия. Если Россия выйдет на рынок, это создаст здоровую конкуренцию. Мировые трейдеры с нетерпением ждут России на рынке органической продукции, это поможет снизить давление украинских поставщиков.

По данным Украинской аграрной конфедерации, в июле-ноябре сезона 2016/17 Украина экспортировала 34,2 тыс. тонн органической пшеницы, что на 22% превысило показатель прошлого сезона (28 тыс. тонн). По текущим ценам это около 11 млн. долларов США. Основными импортерами украинского зерна в текущем сезоне являются Германия (30%), Великобритания (22%), Нидерланды (15%) и Италия (14%).

А что же сейчас экспортируют?

Производством органики занимаются 120 компаний, но большая часть их не сертифицирована. Так что экспортом занимается не больше 15 компаний. Чаще всего они выращивают дикоросы: голубику, грецкие орехи, иван-чай. Лишь несколько предприятий поставляют на экспорт органические зерновые и масличные культуры. Спрос имеют такие продукты как глазированные сырки, адыгейский сыр, сулугуни, моцарелла для пиццы.

Спросом у зарубежных закупщиков также пользуются сертифицированные по международным стандартам (EU или NOP) органические зерновые, бобовые и масличные культуры, а также продукты переработки - особенно, жмых подсолнечника.

Что мешает экспорту продуктов?

Для экспорта в Европу необходимо подтвердить качество вывозимой продукции. Это можно сделать, получив специальный сертификат по стандарту GMP+. Сейчас он есть у считанных компаний, но государство может помочь в получении этого документа.

Следующее препятствие - цена. Российские товары гораздо дороже зарубежных, поэтому они менее привлекательны для покупателей. Именно поэтому отечественные органические продукты более востребованы внутри страны (90% спроса приходится на Москву). Чтобы справиться с этой проблемой, правительство предоставляет компаниям субсидии, покрывающие часть расходов, что позволяет снизить цены.

Некоторые поставки пришлось отложить из-за коронавируса. Например, в 2020 должен был быть налажен экспорт органики в Китай и ОАЭ, но пандемия сорвала эти планы. Тем не менее удалось сохранить торговые связи с Казахстаном, Арменией и Белоруссией.

российский знак
российский знак

Экспорт продукции АПК

Для продвижения на зарубежные рынки продукции российских аграриев развивается сеть зарубежных представителей Минсельхоза России. Разработаны фитосанитарные и ветеринарные нормы согласно принятым в международной торговле требованиям.

Минсельхоз России реализует мероприятия по развитию мелиоративного комплекса, программы по поддержке создания и модернизации объектов агропромышленного комплекса, по стимулированию производства масличных культур. Компенсируется ряд затрат сельхозпроизводителей, позволяющих повысить их международную конкурентоспособность и, как следствие, увеличить зарубежные поставки продукции всех сегментов АПК: от мяса и рыбы до кондитерских изделий.

Производство органических зерновых, бобовых и масличных культур возможно во многих регионах РФ — СКФО, Республика Крым, Ростовская область, Волгоградская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Алтайский край, Приморский край, Воронежская область и др. У Союза органического земледелия есть проверенные в действующих хозяйствах органические технологии полного цикла по международным стандартам и специалисты, способные проводить комплексное агросопровождение. Для работы в России аккредитовано двенадцать органов по сертификации органической продукции. Один из которых – «Контрол Юнион Сертификейшенс» является членом Союза органического земледелия. Таким образом, базовые условия для открытия новых перспективных и высокомаржинальных ниш есть.