Найти в Дзене
Паисий Святогорец

Что такое Символ веры, почему его надо обязательно знать наизусть и чем он важен для каждого православного христианина

Отрывок из Толкования на Символ веры архимандрита Епифания Хаджиянгу
Толкование Символа веры архимандрита Епифания Хаджиянгу скоро выходит на русском
Толкование Символа веры архимандрита Епифания Хаджиянгу скоро выходит на русском

Продолжаем знакомить вас с "Толкованием Символа веры" архимандрита Епифания Хаджиянгу из греческого города Флорина. Мы - издательство "Орфограф" подготовили к изданию первый том Толкования Символа веры из пяти. Общий объем этого необходимого каждому православному христианину труда - 1600 страниц, настолько подробного толкования Символа веры, где важнейшие догматические истины изложены простым, современным языком, ещё не было. Сегодня отрывок из самого начала цикла - о важности Символа веры в жизни каждого христианина.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что в немногих строках Символа веры содержится вся вера, содержится вся догматика: «Подобно тому, как горчичное зерно уже содержит в себе все ветви растения (горчичное зерно— оно ведь крохотного размера, не больше булавочной головки), так и в Символе веры содержится всё откровение Божие, которое находится и в Ветхом, и в Новом Завете». (См. Кирилл Иерусалимский, п. 5.12,с. 76)
.
Святитель Симеон, архиепископ Солунский, живший на рубеже XIV и XV веков, говорит cледующее: «
Символ веры есть основание Церкви, исповедание благочестивых, знамение истинной и православной веры, столп и гора твёрдая и непоколебимая».

Если можно так выразиться, Символ веры — это отличительный знак Православия. Символ веры показывает, чем мы отличаемся от других: от идолопоклонников, от иудеев, от мусульман, от еретиков.


А ещё мы могли бы сказать, что
Символ веры — это знамя нашей Церкви.
Именно так, лаба́румом
[1] , знаменем, хоругвью называет Символ веры один из современных богословов. Все вы ходите в церковь, я вижу вас в храме на Литургии. И я думаю, что каждый из вас обращал внимание на следующую литургическую деталь: в то время, когда в храме на Божественной литургии читается Символ веры, священник, стоя в алтаре, держит в руках некий прямоугольник из ткани. Эту же ткань вы видите у него на плече во время Великого входа. Называется этот плат, этот кусок ткани «возду́хом».

[1] Лаба̀рум -государственное знамя императорского Рима, военный штандарт особого вида. Имел на конце древка монограмму Иисуса Христа (хризму), а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» («Сим побеждай»).

Священник поднимает этот плат над Святыми Дарами и веет им во время чтения Символа веры: простирает его над чашей и дискосом и слегка помахивает им, пока Символ веры не дочитают до конца. Зачем священник это делает, как вы думаете?

Некогда это делалось из практических соображений. В прежние времена много насекомых залетало в храм, и, чтобы избежать опасности, что какое-то насекомое упадёт во святую чашу с вином, которое ещё не претворилось в Кровь Христову, этим воздухом веяли над Святыми Дарами, дабы их отогнать. Но это только одно из объяснений.

Есть ещё одно, духовное истолкование этого священнодействия. Когда заканчивается сражение и солдаты занимают какую-то высоту или важную позицию, первое, что они делают — устанавливают там своё знамя. Знамя развевается на этой высоте и показывает, что это место уже в наших руках, что враг изгнан отсюда.

Например, когда в 1912 году греческая армия 26 октября заняла Салоники, столицу северной Эллады, первым делом греческие солдаты поднялись на Белую Башню и установили на ней греческое знамя. Это сделал один кипрский солдат-доброволец, который приехал в Грецию и сражался здесь за нашу свободу. Он установил греческое знамя на Белой Башне в день памяти святого великомученика Димитрия в 1912 году при освобождении Салоник.

И вот, подобно тому, как после победы солдаты устанавливают на взятой высоте своё знамя и оно развевается по воздуху, а у солдат от радости за победу льются слёзы, так, братья мои, мы можем уподобить веяние возду́хом над Святыми Дарами этому развевающемуся победному знамени. Священник веет, колышет эти возду́хом, словно провозглашая из алтаря: «Смотрите все: вот оно, знамя нашей победы! Вот он, знак победы Православия! Сияй, победа!.. Возвышайся, победившая мир вера наша!..»

Один из близких к нам по времени богословов, живший в начале XX века, Константин Каллини́к, написал потрясающую книгу об основах нашей веры. Эта книга очень большая по объёму, в ней подробно истолковывается Символ веры. Она тоже будет помощником в наших беседах и нашим руководителем в этих уроках. Константин Каллиник говорит в этой книге следующее:

«Этот стяг (то есть Символ веры) прошёл через многие испытания. За это знамя победы принесли себя в жертву многие. Для того, чтобы этот лабарум не попал во вражеские руки, боролись тысячи, за него пролились целые реки крови. Он прошёл через огнь, он весь пропитан кровью. И это происходило, пока не восторжествовала Истина, пока стяг сей не стал победно реять, возвышаясь над всякой ложью, над всякой ересью, над всяким лжеучением».

Дорогие друзья, понравился ли вам этот отрывок из Толкования Символа веры отца Епифания Хаджиянгу? Всё ли вам понятно в нашем переводе? Будем признательны, если вы поделитесь с нами своими мыслями в комментариях.

📧Пишите нам, будем ждать. С уважением, ©Издательство «Орфограф», 2021