Причём, чудо без каких-либо натяжек и намёков на кавычки. Читателям и подписчикам канала "Звонкий Талер", тем, кто более или менее знаком с интересами автора, уже известно, что я иногда освещаю в своих статейках историю различной бронетехники, которая своими параметрами как-то выбивается из общепринятых "канонов" инженерной мысли. Уделялось в своё время мною внимание и немецким "вундервафлям" ("Штурмтигру" или, например, "Упрямому Эмилю"), и отечественной технике с "бровями Брежнева". Не смог обойти сегодня стороной я и шведскую танковую школу.
Вот (на иллюстрации ниже) представлена одна очень интересная своими конструктивными особенностями машина, напоминающая очертаниями железный сарай, обнесённый с одной из сторон забором. Впечатляющая "внешность", не правда ли? Невольно напрашивается параллель со всем известными штурмовыми и противотанковыми самоходными орудиями Панцерваффе времён Второй Мировой войны. Однако, по классификации шведских разработчиков, их изделие, всё же, танк. Хоть и безбашенный.
История Stridsvagn 103 (Strv. 103) начинается в середине 1950-х годов, когда в шведской армии серьёзно задумались о замене стремительно устаревавших британских "Центурионов" на машины собственной разработки, специализированные для местного ТВД с обилием лесов, озёр и заболоченных участков суши.
В предрекаемой глобальной войне с Советским Союзом Швеция видела себя второстепенным участником, а территорию страны - неосновным плацдармом для возможного нанесения ударов со стороны СССР. Посему, задумывавшийся новый танк должен был отвечать довольно узким для него требованиям: действовать "от обороны", быть незаметным в засадах и "уметь плавать".
Всего этого конструкторы машины из фирмы "Бофорс" смогли добиться к 1961 году, представив заказчику в лице шведской армии два прототипа. А уже в 1966 году танк "встал на конвейер". За счёт отсутствия башни у него были хорошее для своего времени бронирование (во фронтальной части - особенно), мощное 105-миллиметровое нарезное орудие с длиной ствола в 62 калибра и приземистый силуэт. Всё это позволяло машине достаточно эффективно действовать из засад.
Однако, "вне кустов" - на открытой местности - перечисленные выше достоинства превращались в недостатки: жёстко зафиксированное в лобовой бронеплите орудие просто невозможно было быстро навести на противника - не помогали тут ни чудо-гидравлика ходовой части танка, ни его короткая база, удобная для поворотов и разворотов.
Изначально задуманное минимальное забронированное пространство также обернулось для машины серьёзным недостатком: ресурс под дальнейшую модернизацию был невелик - применение комбинированной дизель-газотурбинной силовой установки повышенной мощности, дополнительная пассивная защита, включая этот самый "стальной забор" от противотанковых кумулятивных гранат - всё это уже не могло угнаться за быстро меняющимися тенденциями в мировом танкостроении.
335 произведённых Strv. 103 модификации "A", доведённых в различное время до модификаций "B" и "C", в 1990-е годы были заменены в армии Швеции на немецкие основные танки "Леопард-2", которые являлись, несомненно, более универсальным оружием, нежели специфическая безбашенная машина, позиционировавшаяся как полноценный танк, но таковым не ставшая...
В нашем современном понимании шведская чудо-машина являлась, скорее, истребителем танков или противотанковой САУ.
____________________________________
Обзор подготовил Звонкий Талер
#танк #безбашенный танк #бронетехника #сау #самоходка