- Как и из остального огнестрельного оружия, - ответит наш современник, - при помощи курка, или, по крайней мере, какой-нибудь кнопки. Из оружия и сейчас так стреляют.
И, в общем-то, будет прав, касаясь остального оружия. Но вот с «Катюшей» будет сложнее.
«Катюша» состоит из станка (установки) с шестнадцатью ракетами 132 мм (БМ-13 «Катюша), находящейся на месте кузова, и самой грузовой машины – в начале войны это, как правило, ЗИС-6, а потом ленд-лизовский «Студебеккер».
Станок (установка) – это пакет из восьми пятиметровых двутавровых балок (обычно рельс), приваренных к металлической ферме. Балки (рельсы) были тяжелыми, и для их облегчения по все длине каждой балки проводится сверление.
Ферма с пакетом направляющих балок жестко соединялась с поворотной рамой автомобиля.
Сам станок имел примитивный поворотный и подъемный механизмы. Кроме того, существовала артиллерийская панорама с прицелом, прикрепленная к машине с помощью кронштейна.
Ракеты выстреливались прямо с машины и нередко реактивные струи попадали по ней. Это требовалось определенной защиты. Так, горючее заливалось в железный бак, прикрепленный позади машины, а стекла кабины прикрывались броневыми, откидными щитами.
Напротив сиденья командира БМ «Катюша» ставится небольшой ящичек с небольшим кружком, напоминающим старинный телефон с диском с 16 номеров. Это так называемый Пульт Управления Огнем (ПУО). Чтобы он срабатывал, от ПУО шел к аккумулятору. К нему же шли проводки от направляющих.
Когда стреляющий набирает номер, он замыкает электроцепь, от этого срабатывает пиропатрон, порох в ракете зажигается.
При залповым огне стреляющий поочередно замыкает все шестнадцать номеров. Вот так практически вручную в годы войны запускали ракеты знаменитой «Катюши»