В последней четверти VI века до н.э. самым могущественным государством Древнего Востока стала Персия. Под властью её воинственного и амбициозного царя Дария I находились огромные территории от черноморских проливов до берегов Инда и от Кавказских гор до вод Персидского залива.
В 513 году до н.э. Дарий задумал совершить поход против скифских племён, обитавших на северо-западном и северном побережье Чёрного моря. Покорение Скифии – обширных степных областей, простиравших ся от нижнего течения Истра (античное название Дуная) до излучины Волги, было необходимо для воссоздания ореола безграничного могущества персидского царя. Кроме того, Дарий стремился увеличить свою империю, а главное заполучить полный контроль над всем побережьем Понта Эвксинского (древнее название Чёрного моря).
Для предстоящего похода Дарий собрал огромную армию, местом сбора которой стала Иония (западное побережье нынешней Турции), туда же стали прибывать персидские корабли. Греческие инженеры соорудили понтонные мосты в самом узком месте пролива Босфор, по которым персидская армия весной 512 года до н.э. переправилась на побережье Херсонеса-Фракийского (нынешний полуостров Галлипольский, принадлежащий Турции).
Путь вглубь Скифии Дарий определил заранее, используя сведения от скифских невольников, греческих и персидских торговцев. Своим судам Дарий повелел плыть вдоль западного побережья Чёрного моря к устью Истра. Там греческим инженерам надлежало построить мост через реку.
Сам Дарий с войском двинулся по суше параллельно с флотилией из 600 судов. Древнегреческий историк Геродот в своих трудах определяет численность персидской армии в 700 000 человек (без учёта экипажей кораблей). На самом деле сухопутное войско Дария вряд ли превышало 40-50 тысяч пеших и конных воинов, сопровождаемых громоздким обозом.
Персы без труда покорили племена одрисов (фракийцев), обитавших на Галлипольском полуострове. Более упорное сопротивление пришельцам оказали племена гетов, обитавших на побережье нынешней Западной Болгарии. Все покоренные народы Дарий обязал снабжать своё войско, а также предоставить ему определенное количество воинов.
Когда персидское войско прибыло к устью Истра, то гигантский понтонный мост уже был сооружён по проекту греческого инженера Мандрокла. Дарий смело вступил в земли Скифии, не сомневаясь в своей скорой и полной победе. Поводом к войне стало обвинение против скифов, что несколько веков назад осмеливались совершать набеги на только-только зарождавшуюся Персию. «Копьё персидского воина должно под моей властью проникнуть далее пределов царства моего», – гордо сказал своим полководцам Дарий, начиная поход.
Для охраны моста через Истр был оставлен отряд греков-ионийцев под началом Мильтиада (будущего героя Марафонской битвы). Персидский владыка планировал затратить на покорение скифов два месяца, поэтому обещал вернуться через 60 дней. По утверждениям Геродота войско Дария, состоящее из пехоты, конницы, колесниц и громоздкого обоза, за сутки покрывало расстояние в 200 стадий (примерно 37-40 км). Однако современные исследователи доказали, что персы вряд ли за один переход преодолевали 20-25 км.
Скифы благоразумно отказались от сражений с персами, прибегнув к тактике партизанской войны и «выжженной земли». Кочевники отступали всё дальше на восток, угоняя с собой скот, уничтожая огнём траву, засыпая и отравляя питьевые источники. При этом скифская конница постоянно внезапно нападала на отряды персов, посланных для поиска воды и фуража.
От устья Истра персы поднялись до нижнего течения Гипаниса (древнегреческое название Южного Буга), а оттуда проследовали до Борисфена (античное название Днепра). Всё это время скифы держали пришельцев в напряжении своими постоянными набегами и диверсиями. Вот, что по этому поводу сообщает Геродот – главный летописец похода Дария: «… скифы решили не вступать в открытое сражение с персами (так как эти соседи не пожелали им помочь). Скифы стали медленно отступать, угоняя скот, засыпая колодцы и источники и уничтожая траву на земле».
По имевшимся у персов сведениям всю Скифию можно было преодолеть за двадцать дней. Однако прошло почти два месяца, конца похода не предвиделось. Более того, скифы сумели привлечь на свою сторону ряд других кочевых племён и народов, обитавших в степях сегодняшней Южной Украины.
Персидские коммуникации слишком растянулись, армия Дария страдала от жары, жажды, инфекций, падежа скота и лошадей. Боевой дух персов упал. Стодневное преследование врага крайне истощило войско Дария. Он отправил в скифский стан своих послов. На вопрос, зачем скифы всё время бегут, не принимая боя, верховный вождь кочевников Иданфирс ответил с усмешкой: «Мы не убегаем от вас, персы, а просто кочуем по своим степям, как привыкли с древних времён».
Погоня продолжилась. Гонимые персами, скифские войска и мирное население скоро переправились на восточный берег реки Танаис (Дон). Далее начинались владения кочевых племён савроматов (сарматов), которые также стали ускользать от Дария. Преследуя савроматов и скифов, персы всё дальше удалялись от берегов Меотиды (Азовское море), достигнув владений будинов (кочевники, обитавшие на юге Ростовской области). Дарий разорил их столицу, но генеральной битвы так и не случилось.
Вскоре скифские вожди отправили к Дарию своего глашатая с дарами, послав ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Обрадованный персидский владыка решил, что скифы, наконец-то признали над собой власть «царя всех царей», а потому в знак покорности принесли ему символы земли, воды и неба – своих владений и природных богатств. Но истинный смысл скифских подношений был совсем иным: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или как мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами».
Несмотря на предостережение, Персы продолжили преследование скифов, дойдя до окраины бесплодных солончаковых калмыцких степей. В какой-то момент кочевники, собрав большое войско, начали выстраивать боевые порядки, намереваясь дать сражение. Обрадованный Дарий надеялся разбить неуловимых скифов и навязать им условия выгодного для себя мира. Однако битва так и не состоялась. Дело в том, что между конными рядами скифов пробежал заяц, и степные обитатели, забыв про персов, бросились за ним в погоню, отказавшись от намеченного сражения.
Вскоре стало известно, что хитрые скифы повернули на север и через Сальские степи возвратились на правобережье Танаиса. Опасаясь окружения, потеряв соприкосновение с противником, Дарий в смятении приказал следовать к берегам Меотиды. При этом раненые и больные, а также лишняя часть обоза были брошены.
Вот как об этом переломном моменте повествует Геродот: «Слабосильных воинов из тех людей, потеря которых была для него наименее важной, а также всех ослов на привязи царь оставил на месте в лагере. Ослов царь оставил, чтобы те ревели, а людей – из-за их немощи, под тем предлогом, однако, что он намеревается с отборной частью войска напасть на скифов; слабосильные же должны-де в это время охранять стан.
Отдав такие приказания оставшимся в стане и повелев зажечь огни, Дарий поспешно направился к Истру. Покинутые ослы стали после отступления войска реветь еще громче прежнего. Скифы же, слыша ослиный рев, были совершенно уверены, что персы еще в стане. На следующий день оставленные в стане персы поняли, что Дарий предал их. Простирая руки к скифам, они стали молить о пощаде и рассказали им все, что произошло. Услышав это, скифы поспешно объединили свои силы…».
Опасаясь скифских засад, Дарий возвращался севернее прежнего пути – через нынешние донецкие и днепропетровские степи. Персам пришлось воевать с обитавшими там кочевыми племенами меланхенов («чёрных варваров»), андрофагов («людоедов») и невров. С огромным трудом Дарий переправился через Гипанис.
Остатки персидской армии, гонимые и постоянно преследуемые кочевниками, устремились к устью Истра. Однако оказалось, что несколько недель назад скифы сумели подкупить ионийских греков. Мильтиад разрушил мост и со своим отрядом направился в родную Элладу.
К счастью для обескураженных персов, Гистией – сатрап Милета вовремя взял под контроль окрестные броды и организовал спасительную переправу Дария через Истр. Несмотря на это, полугодичный поход могущественной и считавшейся прежде непобедимой персидской армии завершился полнейшей катастрофой.
В Малую Азию возвратилась едва ли десятая часть от первоначального числа персидских сил. В скифских степях погибла практически вся пехота и большая часть персидской кавалерии, Дарию пришлось бросить весь обоз. Посрамлённый «царь всех царей», несмотря на позорное поражение и гибель армии, позже включил причерноморских скифов в список подвластных Персии народов.
«Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого. Ведь у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища – в кибитках. Как же такому народу не быть неодолимым и неприступным?» – эти слова Геродота, как нельзя лучше, характеризуют суть произошедшего в Причерноморских степях летом 512 года до н.э.
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!