Сейчас я скажу наибанальнейшую фразу:
"В 2008 Canon сделал революцию со своей EOS 5D Mark II, которая могла снимать Full HD. Спустя 12 лет компания снова удивила, выдав настоящую фотобомбу в виде Canon EOS R5, с, мягко говоря, впечатляющими возможностями видео".
О камере
Canon EOS R5 – это новая камера компании, сделавшая очередную революцию на рынке фото, дав возможность съемки видео 8К RAW прямо на карту памяти, оставшись при этом шустрым и цепким фотоаппаратом.
Пройдемся по главным спецификациям.
Матрица 47,1 МП, эффективных – 45 МП.
Фотосъемка – до 20 к/с с электронным затвором и до 12 к/с с механическим.
12-битное видео 8K RAW с полным охватом площади датчика изображения.
4K до 120p All-I – тоже со всей площади.
10 бит 4:2:2 на карту с использованием Canon Log.
Стабилизация изображения на основе сдвига сенсора в сочетании со стабилизатором в объективе Canon RF 24-105mm F4 L IS USM при фокусном расстоянии 105 мм, обеспечивют компенсацию до 8 ступеней экспозиции. И у нас именно этот объектив.
5940 положений рамки автофокусировки!
Питание от аккумулятора LP-E6NH. Но можно питать во время съемки, но только от Power bank PD 3.1. Мой 3.0 позволяет лишь заряжать камеру в выключенном состоянии. Так что будьте внимательны.
Эргономика – космос!
У Canon EOS R5 два слота: один под SD UHS II, а второй слот заставил меня приобрести карту СFexpress на 128 ГБ для теста. Поскольку самые экстремальные возможности по части как фото, так и видео доступны именно с использованием этих карт.
Сенсорный тачселектор заменили на привычный мультиселектор в виде джойстика.
По соседству с кнопкой Menu появилась кнопка RATE для оценки фото, т.е. присуждения рейтинга прямо в камере и создания голосовых заметок.
Сбоку на корпусе – выход micro-HDMI (тип D), USB-C, вход для микрофона, вход для наушников 3,5 мм, разъем для дистанционного управления, разъем синхронизации вспышки.
Полные спецификации при желании можно посмотреть на нашем сайте или сайте производителя .
Автофокус (фото)
Автофокус у камеры работает как челюсть питбуля, цепляется и держит намертво. Неважно, в какой части кадра вы находитесь, автофокус одинаково цепкий. Процент промаха, точнее кадров не в фокусе, в серии из 10 пробежек, был менее 2%. И то это было, когда я резко выскакивал из края кадра. Так что это и промахом назвать нельзя, скорее кадр вне фокуса до наведения, а не его соскок. Если же я не покидаю зону фокусировки, мое лицо всегда в фокусе.
Профиль лица тоже обнаруживается без труда.
Дома я провел тест фокусировки по глазу на фотографии вкромешной тьме, и нужно сказать, Canon’у можно смело присудить черный пояс в этом, но оценку все же немного испортил точечный фокус.
При точечной фокусировке в хороших условиях освещения ситуация как при фокусировке на глаз. А вот при слабом освещении (считайте в потемках) в 15% случаев при перевод точки фокуса с одного объекта на другой наблюдается небольшое замедление, а иногда подвисание, особенно это заметно в режиме Servo.
Если выставить One Shot, то ситуация лучше, но все равно это не идеал, которого, к слову, я еще не видел в подобном тесте. Хотя по итогу объект все равно фиксируется.
Автофокус (видео)
Автофокус в видео работает также цепко, как и в фото. Отдельный поклон за то, что камера гарантированно ловит глаз до 10 метров, а часто даже до 15 метров. Автофокус отрабатывает по всей площади кадра.
Профиль лица камера также четко распознает.
По точечной фокусировке при хороших условиях освещения с экспозицией «0» автофокус максимально цепкий. Однако при снижении освещенности до -4 ступеней, ощущается замедление и иногда подвисание фокуса при переводе точки с объекта на объект. Примерно в 15% случаев.
ISO (фото)
Заметную фактуру на снимке можно заметить со значения ISO 1000, если не планируется кадрирование до значения 3200 можно снимать без существенной постобработки, выше, до 6400, уже желательно использовать подавление шума, так как начинают прослеживаться цветные пятна, а выше ISO 6400 – только для соцсетей.
ISO (видео)
Для 4K и для FHD при значениях 24, 25, 30, 50, 60 FPS без использования шумодава предельным ISO является значения 6400. С шумодавом это значение можно поднять до IS0 8000. Для 8К картинка выглядит чуть шумнее из-за банально большей детализации, при съемке ALL-I или RAW предельным значением ISO без шумодава я бы также назвал 6400, если вы не планируете делать кадрирование, аналогичная ситуация для 100р и 120p 4К.
Думаю, многих мучает вопрос не только по шуму, но и по разнице детализации между картинками 4K 25/30p, 4К 100/120p и 8К ALL-I.
Что ж, сопоставив лоб в лоб три картинки 4K 25р, 4K 100р и 8К, видно, что в режиме замедленной съемки в 4К резкость чуть меньше, чем при 25p, во основном за счет чуть меньшего контраста, но разница видна именно при большом увеличении, 8К-видео – логично – самое резкое из троицы, а вот по шуму ощутимой разницы нет. Для 30/120p 4K и 8К 30p сравнительные показатели идентичные.
Динамический диапазон
Canon EOS R5 может похвастаться действительно резиновым динамическим диапазоном.
От -4 до +3 промаха по экспозиции можно восстановить без искажения по цвету. При восстановлении из +4 ступеней наблюдается заметное искажения блеклых теплых оттенков.
Еще я заметил, что при восстановлении до -2 ступеней экспозиции практически нет шума, а при восстановлении до +2 ступеней не снижается резкость.
Температура
Проведя свой стандартный тест в шкафу и установив в камере 8K-U All-I, она смогла записать 20 мин. 30 сек. до перегрева.
И это отличный результат! Это же 8К. Да еще и при таком высоком разрешении.
В режиме 4K 120 FPS камера снимала 10 мин. 4 сек. по такой же схеме.
Температура на матрице составляла 61°, а вот карта нагрелась до 76°. Это тоже хороший показатель, потому как в закрытом пространстве температура постепенно растет, что маловероятно в реальных условиях съемки при записи скоростного 4К.
И самый интересный режим для тех, кто не готов раскошелиться на CFexpress. Съемка 4К 60p IPB длилась 32 минуты, до отключения из-за перегрева. Значок перегрева появился на 30-й минуте. Температура на карте составила 55 градусов.
На этом можно было бы остановиться, но мне стало интересно, а сколько камера будет писать если ее закрыть в холодильнике. Многие ресурсы и блогеры утверждали, что перегрев – это программно и компания это сделала искусственно.
Я положил камеру в холодильную камеру (температура 5 градусов) и снимал 4К 120p. Положил рядом вторую камеру и все снимал нон-стоп со стороны. Единственные паузы были из-за перезапуска записи по окончании лимита 7:30 мин. и быстрого форматирования карты, как только она заполнялась.
На первое уходила буквально секунда, на второе – 5-7 секунд.
В итоге значок перегрева появился на 17 минуте, а на 21 минуте камера остановила запись. То есть это на 11 минут дольше записи, чем при предыдущих условиях. Не останавливая запись со стороны, мы, насколько это было возможно, оперативно извлекли камеру, вынули карту и замерили температуру. Она составила 73°.
Так что значок температуры не просто так заблаговременно появляется и камера напоминает о себе.
Еще некоторые авторы ссылались на то, что когда значок перегрева появляется на 8K или 4K/120p можно переключаться, допустим, на 4K/60p и значок пропадет. Да он пропадет, так как в камере он появляется действительно заблаговременно, И это абсолютно правильно, переключаясь на более слабый режим, камера рассчитывает, что в нем критическая температура наступит позже, так как нагрузка меньше, но значок также потом может появиться. И – да – потом можно вообще переключиться на 4К/30p и значок перегрева тоже пропадет и скорее всего уже не появится (это зависит от внешней температуры). К слову, при 4K 30p перегреть камеру мне лично не удалось.
Вывод из этого простой: всегда есть способ продолжить съемку.
Стабилизация (фото)
Четкий несмазанный снимок, снимая дома с рук, я смог получить при выдержке 1/2 секунды при фокусном расстоянии 70 мм, более длинная выдержка сопровождалось смазом.
Небольшое отступление, касающееся объектива Canon RF 24-105mm F4 L IS USM. Я заметил, что на F4 к краям кадра заметно падает резкость, тоже самое мы наблюдали во время полевого теста. Предвкушая вопросы, отмечу – все тестовые снимки с таблицей я всегда делаю с таймером во избежание шевеленки от нажатия. Да и выдержка не из тех, чтобы вызвать смаз. Хотя смазы – это не локальная вещь, если он есть, то на всем снимке.
Стабилизация (видео)
Касательно стабилизации, которую мы-таки дождались от Canon. Можно сказать, что первый блин вышел точно не комом. Она на отличном уровне для полнокадровой камеры и не уступает большинству конкурентов. Мы снимали с использование матричной стабилизации и стабилизации в объективе. Я даже попробовал сделать Dolly Zoom с рук. И будь в руке моторизированный объектив смог бы это сделать раза в два плавнее, чем вы можете увидеть в тесте. А после того, как наложил стабилизацию в программе уже на посте, кадры стали выглядеть как при съемке с внешним стабилизатором.
RAW видео
Для начала скажу, что меня расстроило отсутствие возможности записи RAW видео в любом другом режиме кроме 8К DCI. Если бы она писала RAW при 4К 50/60p и тем более 100/120p, я бы уже думал о её покупке.
Давайте же оценим гибкость этого самого RAW-файла по данной композиции.
Касательно гибкости RAW-ов. При недоэкспонированном кадре есть возможность восстановления до 3 ступеней экспозиции. При этом цвета и детали остаются на хорошем уровне без видимых искажений.
Однако при попытке восстановить пересвет на лампочке я не увидел никакого улучшения. Пересвет как был, так и остался. Я ожидал увидеть нить накаливания. Думаю, что полноценно RAW-видео раскрывается именно с использованием рекордера. Но к плюсам RAW-файлов еще хочу отнести невысокую шумность, до ISO 6400 можно снимать спокойно.
Буфер
Сильнее всего ощущается разница по вместимости снимков при максимальной скорости механического затвора. На скоростной SD-карте при установке CRAW я так и не дождался остановки съемки, а при использовании CFexpress остановки так и не произошло даже при съёмке полноценных RAW-ов. Тест проводился без включения опции Dual Pixel RAW, так как она утяжеляет файлы вдвое для дополнительной информации, которая нужна в довольно специфичных случаях. Да еще и снижает скорость съемки.
Кстати, камера дает возможность съемки в 10-битном формате HEIF, если вдруг 8 бит Jpeg мало, а RAW – излишне.
SD 95 MБ/с
Мех. затвор, макс. скорость:
- RAW 103 кадра
- СRAW 246 кадров
Эл. затвор, макс. скорость:
- RAW 74 кадра
- СRAW 161 кадр
SD 270 MБ/с
Мех. затвор, макс. скорость:
- RAW 293 кадра
- СRAW >700 кадров
Эл. затвор, макс. скорость:
- RAW 81 кадр
- СRAW 166 кадров
CFexpress 1700 MБ/с
Мех. затвор, макс. скорость:
- RAW >700 кадров
- СRAW >700 кадров
Эл. затвор, макс. скорость:
- RAW 102 кадра
- СRAW 186 кадров
8K (видео)
Для начала отвечу на вопрос – расплавится ли ваш компьютер от 8K-файлов? Если он достаточно мощный, то не расплавится, но возмущаться будет, даже запустив кулеры на максимум.
Вот данные по моему железу:
Файлы действительно весомые и это неудивительно. Например, кусочек видео с лестницей (в тесте) длительность в 21 секунду весит 3,22 Гб.
И стоит отметить, что на SD вы сможете писать до 4K 60p IPB, а ALL-I только до 4K 30p, все остальные плюшки – только с CFexpress.
Обратите внимание в тесте на кадр с лестницей. Детализация, конечно, впечатляет, однако если сделать кадрирование до FHD картинка не будет такой же, как если бы мы снимали в FHD, приблизившись физически.
Объем RAW (фото)
Стоит отметить, что в стандартном RAW без включения доп. информации из настроек камеры, файлы весят достаточно мало при таком разрешении и совсем не подгружают систему компьютера.
RAW: 42-47МБ; с Dual pixel RAW: 80-86МБ
СRAW: 18-21MБ, с Dual pixel RAW: 30-38МБ
Canon Log
В логарифмичном профиле камера выдает 10-битную картинку 4:2:2, что позволяет более гибко работать в ситуациях перепада свет-тень. У нас условия не самые сложные, скорее наоборот, однако даже здесь можно увидеть ощутимую разницу при стандартной съемке или с использованием того же Canon Log:
В логарифмичном профиле картинка более ровная по перепаду свет-тень, что позволяет вытянуть и сохранить полезную информацию. Но, повторюсь, это актуально в более сложных сценах с более сильным перепадом света и тени.
Мерцание
Ни при каких режимах никаких артефактов в виде мерцания не замечено.
Кроп-фактор
Во всех режимах камера способна выдавать картинку со всей площади матрицы. Если хотите снимать с кропом, то для этой возможности есть соответствующий пункт в меню, правда, для 8K и для замедленной съемки 4K 100/120p этот режим недоступен. В режиме DCI мы получаем дополнительное пространство по бокам.
Муар
У камеры крайне специфичные показатели муара. Я проверял во всех режимах со всеми показателями FPS в режиме All-I и IPB. Кроме FHD во всех остальных случаях муар имеет форму очень маленьких зубчатых дуг от основания мишени и плавно затухающие к краю, не столь заметных.
А вот для FHD видна комбинация этих микродуг с увеличением и плавным затуханием к краю тестовой мишени.
Live View
Задержка выведения изображения на экран относительно движения перед объективом минимальна во всех режимах и в большинстве ситуаций ее не будет видно от слова “совсем”.
Rolling Shutter
Неожиданным моментом для меня стал показатель наклона вертикальных линий при резких движениях. Он практически одинаковый как при FHD, так и 4K, и 8К, что было крайне неожиданным для меня. В принципе в ходе почти всех тестов создалось впечатления, что камере не особо важно, что мы там включаем. Она словно не сильно чувствует нагрузку, за некоторым исключением, вроде, температуры.
Понятно, что при скользящем затворе наклон вертикали в любом случае хоть немного, но будет, особенно на больших матрицах. Но я был готов к совершенно другому показателю и был приятно удивлен.
Полевой тест
Для одной из части полевого теста мы снимем миниклип о прогулке по Петербургу. А поможет нам в этом Андрей Уваров , ведущий канала Фотодрон , где он рассказывает о фотографиях для школьных альбомов совершенно нового, совсем нетривиального уровня.
Наши локации: Аврора, корабль "Благодать", набережная Петропавловской крепости, Медный всадник, Исаакиевский и Казанский соборы.
Кроме тестовых фрагментов, что были ранее показаны, вся съемка проводилась в автоматическом режиме. Стандартный профиль, авто ББ, автофокус.
Забавно, что в качестве реквизита у нас старый фотоаппарат под названием «Зоркий». Как по мне, это хорошее название для Canon EOS R5 c его цепким автофокусом и детализацией. Из минусов отмечу, что мне крайне неудобна индикация записи видео. Красный кружок на экране вечно меня сбивал. При записи он меняется на красный квадрат и начинается отсчет. Я, несколько раз, не дожимая кнопку в перчатке, был уверен, что идет запись, глядя на кружок. Понятно, что это дело привычки, но лучше индикацию записи сделать более явной.
Некорректное отображение возможной длительности записи видео тоже сбивала.
По автофокусу нареканий не было. Стабилизация в камере идеально сочеталась с внешней и эффект парящей камеры присутствовал почти всегда.
Главной проблемой было то, что карта достаточно быстро закончилась, пока мы снимали 4K 100FPS и тестовые 8К, а потом, когда пошел плотный снег, мы перескочили на 4K IPB 50 FPS и SD карту.
Также мы сделали несколько снимков в ходе прогулки, дабы оценить детализацию. С ней все отлично. Хотя на мелких деталях, при сильном зумировании, в некоторых снимках наблюдался микросмаз.
Аккумулятор за 4 часа съемки на улице сел наполовину. Но стоит понимать, что это не сплошная съемка.
Студийный тест
На очереди студийный тест от Андрея Уварова (школьная фотосъемка в студии с постоянным светом).
Вот, что получилось в итоге:
1/100 c, f/4, 32 мм, ISO 640 | Canon EOS R5 + Canon RF 24-105mm F4 L IS USM
Андрей о камере:
"Интуитивно суперпонятная камера. Я ранее никогда не пользовался беззеркалками Canon, но тут все сразу же было абсолютно понятно.
Разрешения матрицы хватило с запасом, единственное нарекание вызывало падение резкости по краям кадра, но это исключительно из-за используемого объектива 24-105 мм. Понравился умеренный размер RAW-файлов, что существенно ускоряло постобработку.
Камера с очень высоким разрешением. И тут каждый сам для себя решает: нужно ему такое или нет. Для моих задач вполне достаточно было бы и 25 МП.
Автофокус просто шедевральный. Ощущение, что он не то что ловит, а предугадывает местонахождение человека.
В тоже время, если хочется попробовать снимать 8К видео, то EOS R5 такую возможность предоставляет. И пока, насколько я знаю, других камер с такими возможностями за такие деньги нет".
Выводы
По итогу, можно сказать, что Canon выдал очень достойную камеру, которой вправе гордиться, но не без компромиссов.
Ощутимая нагрузка на систему дает перегрев при записи видео, но только при 8К, 4К 100/120p. При 4К 50/60 это тоже возможно, но лимиты абсолютно достаточны, на всех остальных параметрах можно снимать без опасений.
Жаль, что RAW видео только в одном режиме 8К DCI, но возможно это исправят в новых прошивках. 24 FPS доступен не во всех режимах, а только с маркировкой “D”. По фото нареканий нет, это настоящий универсал для всего на свете: от студии до спорта, от макросъемки до пейзажей. Порадовало, что скорость съемки можно настроить в любом режиме.
Видеовозможностей тоже целая масса, и если вы не занимаетесь долгой съемкой и не брезгуете выключать периодически камеру, то температурный вопрос вас мучить не будет.
Цепкость автофокуса великолепная, но для слабых условий освещения конкретно наш объектив (Canon RF 24-105mm F4 L IS USM) не подойдет. В компании заявляют, что нужен объектив с апертурой f1,2. На экране приведена точная формулировка: " Автофокусировка при самом слабом освещении доступна с объективом f/1.2 при выборе центральной точки AF в режиме покадровой AF, при 23°C, ISO 100, за исключением объективов RF с покрытием Defocus Smoothing (DS)".
С камерой очень приятно работать. Она совсем не пушинка по весу, но с учетом возможностей, можно сказать, что очень компактная. Эргономика отличная и спасибо за возвращения мультиселектора.
Но как оно бывает всегда, не обошлось и без недостатков. Таких как, например, не всегда корректное отображение возможного времени записи, что наблюдалось в тесте на перегрев. Еще крайне странно было не увидеть FHD хотя бы с 100/120p, а в идеале 240p. Кстати, пока делал тест, узнал, что до 120p FHD добавят в следующей прошивке. Очень жаль, что камера не поддерживает формат XQD: скорости 440 MБ/c (мегабайт в секунду) хватило бы с лихвой для 4К 120p с потоком 1880 Мбит/с и даже 8К RAW c потоком 2600 Мбит/с. 1 мегабайт – это 8 мегабит. Может сами посчитать – даже с приличным запасом выйдет. И жаль, что такую камеру не снабдили полноценным HDMI, а лишь мини.
И еще заметил, что на экспонометре пропадает указатель (стрелочка), когда меняешь настройки экспозиции, и нужно зажать кнопку затвора, чтобы он снова появился.
Но могу сказать, что по итогу пользования, все замеченные "хотелки" и минусы просто меркнут под натиском огромных возможностей.
Плюсы:
- Серийная съемка фото до 20к/с
- Автофокус (фото и видео)
- Стабилизация
- Возможности видеосъемки (8К RAW до 30р, 4К до 120р)
- Наличие формата HEIF
- Питание от Power Bank PD 3.1
- 2 слота для карт памяти
- Буфер
- Объем RAW файлов (фото)
- Динамический диапазон
- Малые показатели муара
Минусы:
- RAW-видео только в 8К DCI
- Индикация записи видео (субъективно неудобная)
- В некоторых случаях некорректное отображение возможного времени записи
- Перегрев при длительной записи (8К, 4К 120/100/60/50p)
- Нет FHD 100/120p (добавят в новой прошивке).
- Нет Micro HDMI
- Пропадает стрелка на индикации экспонометра (не отображается постоянно).