Большая часть самых популярных в мире песен и мелодий не является весёлыми. Это относится к любой музыкальной эпохе, течению, направлению или стилю.
9/10 шлягеров - это одиночество, несчастная любовь, проблемы с самореализацией и самовыражением героя, и размышления его, или её, о бренности окружающего мира.
Как пишут психологи, в нашей жизни около 9/10 хорошего, и около 1/10 плохого. Отчего же в музыке всё наоборот ? Или, может, всё не совсем так ? Давайте разбираться.
Прежде всего, я сам - музыкант и композитор, пишу и песни тоже. Так что предметом владею достаточно неплохо. И, конечно, немножко посвящу вас в тайны всей этой музыки. Итак, причина первая:
1. ЭМПАТИЯ. Эмпатия - это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, персонажа, исполнителя. Надо сказать, что вообще вся мировая драматургия - литературная, кинематографическая, музыкальная, построена на эмпатии.
Песни - такие же драмы, мелодрамы, комедии, или трагедии. Так же в них есть герои, антигерои, и злодеи. И мы сопереживаем нашим героям и злодеям. Чем больше человек подвержен эмоциям, тем сильнее он будет сопереживать.
Очевидно, что весёлая, разбитная песня не является поводом к сопереживанию. Ну какая эмпатия, скажем, может возникнуть вот от такого:
С Днем Рождения, друг мой, с Днем Рождения !
Поздравляют все тебя друзья !
Будет счастье, радости мгновенья...
Да ведь это сюр какой-то ! Ну чему здесь сопереживать ? То ли дело:
Чтоб не нести вдоль ночных дорог
Пепел любви в руках сбив ноги в кровь .
Пульс его теперь в твоих глазах.
Не потеряй его и не сломай !
Вот это уже совсем другое ! Девичий каприз. Розовое. Тьфу, чёрт, опять не то. В общем, вы поняли. Благодаря эмпатии слушатель испытывает сильные эмоции, которые может вызвать только грустная песня.
2. РОМАНТИКА. Да. Очень часто печальные песни облечены в романтическую обёртку. Следовательно, те эмоции, которые возникают при их прослушивании, также могут быть романтическими: очарование, оживление, общая эйфория (что особенно сильно чувствуется на концертах). Кстати, частично именно эмпатии и романтике мы обязаны явлением влюблённости в кумиров. Или, что нередко бывает, в тех персонажей, которых они изображают.
3. ВОСПОМИНАНИЯ. Мелодия или песня может являться триггером воспоминаний. Как сама по себе (что обыгрывается иногда в синематографе, особенно в детективах), так и те ситуации, которые там обыграны.
Воспоминания могут вызывать сильные переживания. Но могут оказывать и позитивный эффект. Поэтому не факт, что грустная музыка будет вызывать и грустные воспоминания. Равно как и наоборот - если весёлая мелодия является триггером печального события, работать она будет соответствующим образом.
4. РЕФЛЕКСИЯ. Рефлексия - это обращение к себе, переосмысление. Когда мы слушаем грустные или философские мелодии, песни, это стимулирует рефлексию. И помогает разобраться в мыслях, чувствах. Поэтому, скажем, упомянутая мной песня Марины Максимовой весьма популярна у подростков. Также по-прежнему популярны песни группы "КИНО", в которых, как выразился один обзорщик, "царит сплошная тьма".
5. СРАВНЕНИЕ. Не секрет, что слушатель, или зритель, читатель часто сравнивает себя с персонажем произведения. И, если сравнение не в пользу персонажа, слушатель испытывает тёплые чувства. По этой причине персонажи совершенно без недостатков - редкость в драматургии. Их не за что любить. И ненавидеть, вроде бы, тоже не за что.
При этом те эмоции, которые испытывает слушатель в процессе прослушивания музыки, отделены от реальных переживаний. Так наша психика защищает нас.
Вот, в общем, и все причины. Ну, и чисто гармонически, минор обычно звучит гораздо притягательнее мажора, больше приспособлен под пение. В мире очень мало песен, построенных на чисто мажорных аккордах.
Когда я сочиняю песню, то не думаю о том, весёлой она будет, или грустной. По-большому счёту, даже не в этом дело. Содержание песни определяет итог истории. Если он счастливый, то всё хорошо. В большинстве драм (коими по содержанию является абсолютное большинство песен и мелодий), развязка счастливая. Всё относительно.