Изучаем "место силы" Синий камень. Третий рассказ о путешествиях по ярославскому Залесью в уголки древней языческой Руси.
В первых частях я рассказал о двух местах- исчезнувшем городе Клещин и Ярилиной горе, пришло время рассказать и о третьем- загадочном "Синь-камне", которое многие называют "местом силы".
Из названных выше, Синь-камень или Синий камень является самым "раскрученным" туристическом местом. К нему едут со всех концов страны. Кто-то считает его загадочным местом, кто-то возносит рядом с ним молитвы языческим богам, а кто-то считает "местом силы". Давайте разбираться, на сколько синий "Синь-камень".
Проехать к нему достаточно просто. Синь-камень находится на берегу Плещеева озера около Переславля-Залесского. На выезде из Переславля в сторону Ярославля сворачиваете по указателю "Никитский монастырь" и далее следуете за монастырь в сторону национального парка. Пешком от монастыря можно дойти за 30-40 минут, на машине пара минут. Мимо большого указателя и столпотворения машин и автобусов проскочить невозможно.
История Синь-камня уходит своими корнями в глубокое дославянское прошлое края, когда на берегах Плещеева (Клещина) озера жили финно-угорские племена меря. Изначально, камень находился на вершине Лысой (Ярилиной, Александровой) горы, где, вероятно, служил местом для вознесения молитв и принесения жертв. Культ синих камней не является исключительно клещинским, распространялся по всей территории обитания меря, а затем, вероятно, был перенят и первыми славянами- колонизаторами. Кроме этого камня, подобные были обнаружены в Ярославле, Угличе, да и около Переславля на болотах находили легендарную Каменную Бабу, а так же имелись упоминания о неком Лось-камне.
По мнению ряда историков, название «синий» у культовых камней меря связано не с их цветом, а с культом бога-громовника Укко, верховного божества грозы в финской мифологии, имевшем прозвище «Синяя накидка» (Sinivitta) потому как часто представал в одежде именно синего цвета.
Кстати, если одного Синь-камня Вам для осмотра мало, то вот лайфхак- точно такой же камень- валун, находится в Музее "Ботик" на противоположной стороне озера.
После колонизации и христианизации края, Синь-камень был сброшен с Ярилиной горы, но оставался почитаем у местного населения долгое время. В христианские времена камню поклонялись в день памяти Бориса и Глеба, что, возможно, являлось обычаем, связанным с основанием в XIII веке на горе Борисоглебского монастыря. Дальнейшая судьба Синь-камня и вовсе легендарна. Согласно преданиям, в XVII веке некий ростовский старец, проезжавший через город, а по другой версии дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий, возмутился "бесовским" камнем и приказал засыпать его, но камень "вышел" из под земли и вновь оказался на поверхности.
Зимой 1788 году Синь-камень решили заложить под фундамент строившейся Духовской церкви, но, едва погрузили на сани и потащили по озеру, лед треснул, и камень затонул. К удивлению горожан, меньше, чем через 100 лет Синь-камень "вышел" и из под воды и вновь оказался на берегу, что дало обильную почву для разговоров о чуде.
Мне же представляется, что объяснения всем чудесам камня вполне прозаичны и связаны с изменением уровня озера и движением льдов. Береговая полоса в этом месте рыхлая, думается, что Синь-камень находится на том месте, где он утонул в конце XVIII века, просто линия воды ушла гораздо дальше, либо за вековой период льдами он был еще пододвинут на землю, а, вероятней всего, обе причины верны.
Тем не менее огромное количество людей специально приезжает в Переславль-Залесский, чтобы прикоснутся к Синь-камню, считая его "камнем силы" или "местом силы". Приходящие к нему люди верят, что если загадать желание, прикоснувшись к его шершавой поверхности, то оно обязательно исполнится. Более разрушительным является вера некоторых гостей в то, что для излечения от болезней надо принимать внутрь размешанную в воду частичку валуна. В результате камень ковыряют и царапают адепты такой "медицины".
Что касается посещения Синь-камня, то несколько лет назад оно было свободным и "диким", но сейчас национальный парк "Плещеево озеро" посчитал, что упускать такое место нельзя и теперь вход к камню платный и ведет через сувенирные ряды (чем-то напомнило Адлер). Не буду говорить хорошо это или плохо, но сейчас хотя бы территория содержится в чистоте и ухоженности.
Ну и наконец, какой же он, Синь-камень? Представляется он, конечно же, таким:
Но в реальности все намного прозаичней, хотя говорят, что синий оттенок проявляется в дождливую погоду:
Верить или нет в магическую природу или "место силы" Синь-камень, решать каждому по своему мнению. Мне же представляется, что это очень здорово, когда можно рукой прикоснутся к свидетелю той эпохи, о которой не знают даже легенды- эпохи, когда совсем другие люди, говорившие на другом языке, так же прикасались к нему, что-то просили, во что-то верили. Кто они были, как выглядели, какие были у них имена, все это осталось во мраке времен, даже памяти не осталось, а камень вот он, есть!
Пройдет время, уйдем и мы, а уже кто-то другой, может говорящий на ином языке так же будет стоять около него. До тех пор, пока не изобрели машину времени, только прикосновение к такой, не музейной истории может помочь нам совершить путешествие в древнюю языческую Русь!
Ниже ссылки на первые две части рассказа:
Глава 1: Языческая Русь.Четыре загадки Клещина-исчезнувшего славянского города.
Глава 2: Языческая Русь. В поисках Ярилиной горы.