На рынке всегда есть альтернативные предложения. Если нет возможности или желания купить новое — можно приобрести бывшее в употреблении. Но не всякая покупка откапиталенного старья принесёт радость. Особенно когда дело касается электротехники. Участник нашего форума поделился опытом работы на электромеханическом заводе, где ремонтируются силовые трансформаторы.
Наше предприятие — это большая свалка
Завод, на котором я трудился, занимается ремонтом и восстановлением трёхфазных трансформаторов и производит трансформаторные подстанции. Предприятие большое и, можно сказать, не бедное, но напоминает большую свалку.
Почему так? Да потому что часть территории завалена разным электрохламом: старыми ржавыми трансформаторами; отжившими своё подстанциями и их частями; вакуумными и прочими рубильниками; горами алюминиевых и медных проводов. И если вы думаете, что это ненужный металлолом, то ошибаетесь. Это сырьё, из которого собираются «трансформаторы-конфетки» и внутренности новых подстанций.
Что на заводе
Половина персонала не имеет специального образования. На предприятие берут всех, кто с первого раза сможет отличить отвёртку от чупа-чупса. Зарплаты маленькие и «специалистов» растят на месте.
Оборудование, которое требуется для полноценного ремонта этой электротехники, устарело ещё в прошлом веке. Например, намоточные станки выпущены в те времена, когда в космос отправились первые собаки.
Печь для просушки обмоток и активных частей тоже древняя, но работает хорошо. Даже слишком хорошо! Иногда после такой термообработки изоляционная бумага подгорает и сыпется с проводов.
У испытательного стенда не работают 70% функций. На нём делаются некоторые замеры, изделие прогоняется под напряжением, а остальные параметры пишутся в сопроводительную документацию из головы.
Из нормально работающего в цехах есть разве что кран-балки. Остальные работы производятся преимущественно вручную, ибо «квалифицированные» работники думают, что так и должно быть на подобном производстве.
Как происходит процесс
Для того чтобы собрать годный трансформатор в этой конторе, нужно иметь бак с крышкой — остальное найдётся. Б/у трансформаторы, идущие на восстановление, подразделяются здесь на четыре категории.
- Идеальный. Который замкнул внутри и внешне цел. У этой категории в основном пробита изоляция на обмотках.
- Хороший — это, который сгорел изнутри, но бак цел. У активной части повреждена только верхняя часть и переключатель.
- Удовлетворительный. К этой категории относятся трансформаторы, которые горели в прямом смысле этого слова. У них раздутые баки, искажённые крышки, от внутренностей осталась только ярмовая балка, обмотки расплавлены.
- Всё остальное. Это то, что нормальный человек в металлолом побрезгует сдать. Например, испорченные трансформаторы, стоявшие лет десять, а, может, и двадцать под открытым небом. От времени у них разрушились прокладки и внутрь попала дождевая вода. В общем, отмокший мусор.
Корпуса
Баки в зависимости от степени увечий проходят восстановление. Сначала они очищаются вручную при помощи наждачки и металлических щёток. Пескоструй на этом предприятии есть, но специалиста нет. Никто не хочет вдыхать килограммы пыли за 23 тысячи рублей в месяц. Да ещё и делать это на самодельной убогой установке.
После очистки дефектные баки (корпуса) идут на рихтовку. На них, как и на автомобиль наносится слоями шпаклёвка. Потом баки красятся в солидный серый цвет. Табличка завода-производителя на корпус набивается новая, и она, естественно, поддельная.
Важный момент! У многих таких баков есть радиаторы охлаждения, и их невозможно почистить внутри. В радиаторах может находиться влага и ржавчина. Так вот когда в бак заливается масло, в него и попадает эта грязь или вода. И никто не знает, через какое время и под какой нагрузкой обмотку снова пробьёт.
Важный момент! Бак может выглядеть ровным, но зазор между активной частью и стенкой корпуса будет нарушен. Из-за этого может произойти замыкание на корпус.
Полезно знать! Если трансформатор восьмидесятых годов выпуска выкрашен как Жигули на продажу и на нём красуется новая табличка — значит есть подвох. Обычно продавец любит словосочетание: «Стоял на консервации». Только зачем на нём сантиметровый слой краски — вопрос. Всегда внимательно осматривайте корпус изделия. Если заметите на нём признаки автомобильной шпаклёвки под краской — отказывайтесь от покупки.
Активная часть и обмотки
Пока восстанавливаются баки, инженер колдует над внутренностями. Новые обмотки ставятся очень редко. В большинстве случаев восстанавливается то, что уже имеется. Это называется перемотка. Обмотка разматывается, с провода снимается старая изоляция и провод наматывается заново.
Если провод где-то пробит, то это не считается поводом его менять полностью. Сгоревший участок удаляется и на его место при помощи спайки ставится другой провод. Количество спаек в одной обмотке может быть большим и шокирующим. Я видел шесть, и это в обмотке низкого напряжения!
Если на «складе» (заводской свалке) нет провода нужного сечения, то можно поставить тоньше или толще — главное количество витков сохранить, а сопротивление инженер как-нибудь подгонит до допустимых 2% в обмотках и 4% в схеме. Здесь нужно отдать должное инженеру — он гений.
После того как обмотки готовы, за дело берутся слесаря — они собирают активную часть, и изделие идёт на сушку. Ещё о переключателях — с ними беда. Новых за три года работы я не видел. Эти детали бывают настолько ветхие, что после первого переключения трансформатор может прекратить жить.
Далее «конфетка» идёт на испытательный стенд. Если испытания пройдены — начинается сборка. Сборка ужасная — внутри всё дышит наладом. Шпильки ярмовой балки по норме затягивать нельзя — ветхие деревянные детали активной части иногда не выдерживают и ломаются. Из нового на трансформатор ставятся только изоляторы и прокладки.
Ещё один момент. Намотчицы — девушки. Они не могут нормально натянуть провод обмотки низкого напряжения и это сказывается на качестве изделия.
Важно знать! Если при включении трансформатор сильно гудит и даже вибрирует, значит, провода обмотки натянуты слабо — некачественно. Они и трясутся под напряжением, создавая шум. Такой трансформатор долго не проживёт.
И кстати, покупателю могут сказать, что обмотки медные, а по факту они алюминиевые. Это можно проверить только мегаомметром. Но вряд ли застройщик или фермер разберётся в этих тонкостях.
О масле
Если вы думаете, что в трансформатор после ремонта заливают новое масло, то заблуждаетесь. У нас заливается сепарированное. Кстати, сепаратор также древний и часто ломается. Так вот когда эта шайтан-машина на ремонте, в трансформаторы идёт новое масло.
Ещё один нюанс. Сухое масло хранится в ёмкости, на дне которой двадцатисантиметровый слой воды! Как так? Всё просто: масло легче воды и поэтому не смешивается. Был как-то случай, когда одного слесаря попросили сделать замер масла палкой с метками. Он замерил и немного перемешал слои. Эту субстанцию залили в огромный трансформатор «тысячник». После этого он успешно сгорел.
Предостережение
Если вам предлагают купить б/у трансформатор втрое дешевле, то имейте в виду, что он может быть и такой сборки. Если он продаётся с цеха или ремонтного предприятия — то есть большие шансы, что он долго не проживёт.
И ещё об одной фишке. Если вы купили такое изделие и оно у вас сгорело при первом включении, то перед тем как предъявлять претензии, сфотографируйте положение переключателя. Дело в том, что когда к вам приедет на осмотр специалист, он может поставить его между положений и потом вас же в этом и обвинят.
Думаете из пальца высосано? Но нет, я сам три раза получал такие просьбы от директора. Скажу честно — ни разу так и не сделал. Но не потому, что я святой, а потому что в двух случаях во время транспортировки вытекло масло и они сгорели от перегрева. А в третьем регулировочная планка расплавилась так, что справедливость запечатлелась в металле навечно.
Покупали б/у трансформатор? Напишите в комментариях!
Друзья, нас уже 65 тысяч! Поставьте лайк, подпишитесь на канал, поделитесь публикацией — мы работаем , чтобы вы получали полезную и актуальную информацию!
Читайте также:
Смотрите видео — Дачный дом в 21 год: история загородной жизни с бюджетом 320 000 руб.