У каждого поколения есть свои герои. Героями позднесоветской и перестроечной эпохи были рок-музыканты, которым суждено было стать голосом молодежи, перемен и свободы. На этой волне многие рок-музыканты «прокачали» свою популярность. Поколение тех лет – ныне сорокалетние и пятидесятилетние – ностальгически вспоминают своих кумиров.
Уже на рубеже 90-х и 2000-х у рок-музыкантов появилось новое направление деятельности – антивоенная тематика и борьба с засильем «попсы».
А что же ныне?
Есть определённые поклонники так называемого русского рока, но поклонников хип-хопа, поп-музыки и русского шансона ещё больше. В том же США до 2017 года рок-музыка была самой любимой музыкой среди населения (потом пальму первенства взял хип-хоп).
Если вокруг «русского рока» сделали ореол самой «духовной» музыки, то почему она не стала коммерчески успешной?
Как обычно, причин несколько.
Первая — ограниченность тем и консерватизм. Так уж установилось, что если надо исполнять «русский рок», то обязательно нужно петь что-то из разряда патриотического и не принимать западное. Это довольно странно, ибо русская рок-музыка (как и рок-музыка определённой страны) основана на образцах американских мотивов, прежде всего. Электрогитару придумал американец Лес Пол, его же земляки придумали рок-н-ролл.
Нашим людям проще быть консерваторами и не пробовать что-то новое. Даже когда появилось «Наше радио», которая дало начало второй волне гитарной музыке, пытавшиеся попасть туда исполнители оттачивали свою музыку в соответствии со стилистикой радиостанции. Потом радиостанция и вовсе забронзовела, и большинство песен сейчас играют те же, что и в первые несколько лет существования радиостанции.
Вторая — отвержение коммерции. Тот же рок-н-ролл зарождался в условиях рыночных отношений, и он бы не стал всемирно известным, если бы много денег не вкладывалось бы в карман сочинителям хитов и звукорежиссёров, в производство пластинок, рекламную кампанию, организацию концертов и так далее. Не исключено, что здесь было задействованы деньги меценатов. Но большей частью тут работает коммерческая машина.
А что у нас? Меценатов «русского рока», кроме создателя «Нашего радио», припомнить практически невозможно. В Перестройку и первые 15 лет Новой России предпринимались попытки сделать что-то типа рок-индустрии, но почему-то она благополучно свернулась. То ли недостаточно она была выстроена и оказалась неустойчивой, то ли сами исполнители не особо захотели в этом участвовать (из-за принципов или из-за элементарной лени). Если бы инициативы было бы больше, то вполне возможно, что у них было больше массмедиа, которые транслировали бы отечественную рок-музыки, и на эфирное время центральных каналов не рассчитывали бы.
Третья — конформизм. Как-то очень тихо ведут себя наши рокеры в настоящее время. Первые единицы исполнителей решила быть на стороне власти, но не делают громких заявлений, а вторые единицы что-то выкрикивают. Вот если Борис Гребенщиков напомнил о себе песней «Вечерний м-д-звон», то где, например, Вячеслав Бутусов?
Те, кто представляет рок-музыку типа Сергея Шнурова или «Зверей» по большому счету, так скажем ментально, рокерами то и не являются.
Казалось бы, напряжённые настроения в обществе должны были подтолкнуть многих музыкантов «выйти из тени». Но реально такие настроения поддерживают немногие, особенно среди молодых. Выделяется только группа «П-рн-фильмы», в меньшей степени «Louna» и «Тараканы», из стариков активизировался Макс Покровский. На этом как бы и все.
А может дело в потребителе?
Конечно, нужны еще радиостанции, помимо «Нашего радио», тематические музыкальные каналы и интернет-ресурсы. Но тут все упирается в уже отмечавшуюся выше проблему – а потребитель будет?
А действительно, что же потребитель?
Почему в своё время закрылся канал «A-One»? Почему из центральных и топовых музыкальных каналов в один момент исчезла поп-музыка? Может дело не в тех потребителях, которые предпочитают поп-музыку, а в неплатёжеспособной целевой аудитории нашей рок-музыки? Типа «для кого показывать рекламу (двигатель торговли)?». И вспомните стандартного поклонника «русского рока»: грязный, неряшливый, выпивший. Хотя, слушатели бывают разные.
Как ни странно, «Мало половин» в исполнении Бузовой сейчас будет популярнее «П-рн-фильмов». Да, в это трудно поверить и об этом страшно думать, но это так.
Кого же тут больше винить: публику с испорченными вкусами или самих рокеров, которые не могут адаптироваться к новым реалиям? Истина, как всегда, где-то по середине.
Остается только надеяться, что потрясти головой под убойные ритмы еще доведется нам на нашем веку.