Найти в Дзене

Свадьбы для умерших в Китае - истоки обычая из сериала "Легенды: Чжао Яо"

В Древнем Китае каждый мужчина должен был жениться. Ибо в храме предков или у алтаря с табличками имён предков (и, предположительно, что и с частью души предков и умерших родственников в этих самых табличках) мог молиться за упокой душ только мужчина, старший сын, глава семьи. И, соответственно, обязанностью каждого мужчины (кроме евнухов, которые уже не совсем люди и тем более больше не мужчины) было оставить хотя бы одного сына, который впоследствии будет молиться о нём и остальных предках. А лучше - несколько сыновей. А то мало ли чего? Несколько крепких мужчин-родственников - это сила. Да и, как гласило самое древнее, философское, китайское произведение - "Ицзин", "Книга перемен", мужчина - сила ян, подобен Небу, а женщина - сила инь, подобна Земле. "Когда соединяются в гармонии Небо и Земля, все сущее обретает форму. Когда сливаются мужской и женский потоки жизни, все сущее обретает жизнь" "Если бы Небо и Земля не соединялись друг с другом в гармонии, мириады вещей не были бы

Кадр из китайского сериала "Стеклянная душа красавицы"
Кадр из китайского сериала "Стеклянная душа красавицы"

В Древнем Китае каждый мужчина должен был жениться. Ибо в храме предков или у алтаря с табличками имён предков (и, предположительно, что и с частью души предков и умерших родственников в этих самых табличках) мог молиться за упокой душ только мужчина, старший сын, глава семьи.

И, соответственно, обязанностью каждого мужчины (кроме евнухов, которые уже не совсем люди и тем более больше не мужчины) было оставить хотя бы одного сына, который впоследствии будет молиться о нём и остальных предках.

А лучше - несколько сыновей. А то мало ли чего? Несколько крепких мужчин-родственников - это сила.

Да и, как гласило самое древнее, философское, китайское произведение - "Ицзин", "Книга перемен", мужчина - сила ян, подобен Небу, а женщина - сила инь, подобна Земле.

"Когда соединяются в гармонии Небо и Земля, все сущее обретает форму. Когда сливаются мужской и женский потоки жизни, все сущее обретает жизнь"
"Если бы Небо и Земля не соединялись друг с другом в гармонии, мириады вещей не были бы рождены. Посредством слияния мужского и женского потока жизни живет человечество в мириадах поколений"

Вот так вот! Для китайцев слияние неба и земли - неизбежно и необходимо, священно, как и сами постельные утехи.

Храм предков - кадр из китайского сериала "Легенды: Чжао Яо"
Храм предков - кадр из китайского сериала "Легенды: Чжао Яо"

В "Ли Цзи", "Книге установлений", говорится:

"Когда воспитание мужчин в небрежении, нарушается деятельность мужского начала, и в страхе наблюдаем мы в Небе затмение Солнца. Когда нет послушания в женщинах, нарушается деятельность женского начала, и в страхе мы наблюдаем в Небе затмение луны"

Короче, чтоб обошлось без стихийных бедствий, китайский мужчина обязан был быть деятельным, а китайская женщина - подчиняться мужчине. Чтоб мужчина был деятельным, ему дома нужна была верная хозяйка и помощница, уютный быт. Он, получая от жены, от женщины силу инь, становится сильнее сам.

Значится, каждый мужчина должен хоть раз жениться, представить свою жену в храме предков табличкам умерших, потомство заиметь...

Но иногда мужчина умирал до свадьбы, а иногда вообще без невесты.

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Бывало, что невеста жениха всё-таки не искала нового, а переходила в дом жениха как его жена, с обязанностью о родителях его навсегда заботиться, да роду его помогать. Без возможности снова выйти замуж, без возможности обрести своих детей.

Кстати, такими "вдовами" китайское общество восхищалось. Им и вдовам, также жизнь посвятившим заботе о родителях и доме супруга, иногда ставили несколько десятилетий спустя памятник. Арку или стеллу возле дома мужа, с почётной надписью, что здесь жила добродетельная и верная женщина.

Сами-то китайские вдовцы вполне могли опять жениться, наложниц брать (особенно богатые, бедным-то практически сложно лишние рты прокормить), да гулять по борделям многочисленным.

Но что если мужчина умер до того, как успел жениться или вообще невесту найти?..

Фото с сайта pixabay.com
Фото с сайта pixabay.com

Особо заботливые родители таких юношей или даже мальчиков, разумеется, не могли успокоиться. Они... шли и искали дом, в котором умерла девочка. И... проводили упрощённый свадебный обряд для покойных. Пусть даже детей ещё. Но так зато сердце родительское могло быть спокойно, что где-то в другом мире сын не останется без жены.

Кстати, именно этот обычай вдохновил сценаристов китайского сериала "Легенды: Чжао Яо" или же автора романа, лёгшего в основу! Там воительница Чжао Яо, ожесточившаяся от предательства первой любви, как-то раз умерла и стала бродить по жизни призраком, вселяться ночью в тело одной невинной девушки, ляпнувшей случайно кровью на её могилу, а ещё... иногда заходить в некий загробный мир, перепутье, где живут умершие ещё до того, как заслужат вознесение на Небо. Если вообще заслужат. Вполне себе уютный городок. Там же жила мать с сынком-переростком, которого при жизни не женила, но в мире загробном старалась всё-таки женить.

Кадр из китайского сериала "Легенды: Чжао Яо"
Кадр из китайского сериала "Легенды: Чжао Яо"

Чжао Яо подписала с сим парнем свадебный контракт, за артефакт из особого магазинчика в знак свадебного подарка.

Кадр из китайского сериала "Легенды: Чжао Яо"
Кадр из китайского сериала "Легенды: Чжао Яо"

И, числясь женою того парня из загробного мира, большую часть времени шастала в мире обычном, мстя врагам и пытаясь убить бывшего друга, Ли Чэнь Ланя, первого последователя её секты, самого верного последователя, ныне ставшего там главой.

Ли Чэнь Лань давно в эту деваху безответно и тайно был влюблён. И, услышав, что даже будучи призраком, в мире загробном, Чжао Яо выскочила замуж за кого-то другого, страшно расстроился. Воспринял за серьёзный факт измены.

Кадр из китайского сериала "Легенды: Чжао Яо"
Кадр из китайского сериала "Легенды: Чжао Яо"

Муженёк из загробного мира, узнав, что Чжао Яо имеет возлюбленного в обычном и вообще спала при жизни с кем-то ещё, тоже обиделся.

На первый взгляд, это стёб и ацкая комедия. Но, если приглядеться, кто-то из создателей книги о культуре родного Китая любил читать:)

Что ж, так как-то добрее, чем в другом китайском обычае, когда вместе с умершим императором или сановником убивали и хоронили его главную жену, а то и весь его гарем и, может статья, со всеми слугами и лошадьми впридачу, ибо должны же в мире другом у мужчины быть и дом, и слуги, и семья. Вспомним знаменитую армию из гробницы императора Цинь Шихуанди. Ведь не спроста же столько фигур там прикопали!

Фигуры из гробницы китайского императора Цинь Шихуанди - фото из интернета
Фигуры из гробницы китайского императора Цинь Шихуанди - фото из интернета

А что там души испытывают, которые пожить не успели, но обнаружили себя даже на том свете внезапно женатыми благодаря живым родителям - это другое дело.

В этом плане принципиальным русским холостякам даже повезло: можно жить и умирать спокойно, не боясь, что в итоге хомут свадебной и семейной жизни их всё-таки настигнет.

***

Статья писателя и востоковеда Свительской Елены Юрьевны^-^ У меня ещё книги есть в жанрах этнического фэнтези, исторического фэнтези, исторического любовного романа и фантдетектива о Японии, Индии, Китае и Корее. И в других жанрах тоже. 55 книг завершённых. И про Китай у меня этническое фэнтези и историческое фэнтези «После смерти не считается», «Кошмар на улице Зелёных драконов», «Игра с драконом: Заблудись в чужих кошмарах», исторический любовный роман и исторический детектив «Девочка, срывавшая цветы» и современный роман «Сценарист не для того актёра».