Свидетели Иеговы - одно из самых популярных религиозных объединений. Их деятельность запрещена в России, Китае и в большинстве мусульманских стран. Но это не мешает им оставаться довольно стабильной религиозной организацией по всему миру.
Сегодня численность их организации составляет 8,4 миллиона человек. Это не так уж и много для религии, чье присутствие есть почти во всех странах мира. Однако эти 8,4 миллиона человек не являются простыми захожанами, наоборот, это активные члены церкви.
Сегодня число иеговистов медленно падает, однако с середины 20 века по 2010 год их количество активно росло по всему миру, даже несмотря на запреты в некоторых странах. Успех роста иеговистов кроется в их активной и иногда навязчивой миссионерской деятельности. Одним из аспектов их роста является визуально-текстуальная презентация вероучения, выраженная в форме брошюр.
Брошюры иеговистов - это отличные тексты с точки зрения структуры и пиара религиозной организации. Для тех, кто не в курсе, пиар - это деятельность, направленная на установление взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации.
Честно сказать, разным атеистическим движениям следует поучиться искусству самопрезентации и пропаганды у религиозных движений. Данный факт фиксировали даже советские идеологи в середине 20 века, по этому поводу были выпущены плакаты в журнале "Крокодил".
В данной статье я не буду публиковать картинки брошюр Свидетелей Иеговы, потому что некоторые защитники "традиционных ценностей" могут увидеть в этом пропаганду. Но этого и не надо. Достаточно описать структуру этих брошюр по пунктам, которые я подсмотрел вот здесь:
1. Четкая формулировка миссии.
В своих брошюрах иеговисты четко формулируют свою миссию: донесение некой правды. В их случае это религиозная истина, то, что они считают непреложным и достоверным.
2. Использование простого языка.
Брошюры ориентированы на максимально широкую аудиторию, поэтому в ней все написано простым языком с четкими вопросами и ответами. Брошюры - это не религиозные тексты, где можно обнаружить тонну противоречий и несостыковок. В брошюрах все изложено понятно, чтобы у читателя сформировалось базовая картина мира с имеющимися экзистенциальными ответами.
3. Нацеленность на интересы аудитории.
Составители брошюр пишут тексты с учетом интересов аудитории. Они дают ответы на более трепетные вопросы повседневности, указывают на выход из разного рода кризисов. Особенно подобные брошюры отлично работают в обществах, где отсутствует какая-либо социальная общегражданская активность и стабильно-прогрессирующая экономика.
4. Поток ключевого сообщения.
В брошюрах применен эффект долбежки ключевой идеей, то есть информация подана таким образом, что в ней постоянно упоминается главная идея - необходимо обрести спасение с помощью божества.
5. На каждый тезис есть аргументы.
В брошюрах иеговистов все тезисы подкреплены цитатами из Библии. Любые заданные вопросы, даже самые детские вопросы, подкреплены цитатами из Библии. Кто такой Бог? Есть ли у него тело? Как прийти к Богу? Все ответы отсылают к Библии.
6. Призыв к действию и контактные данные
В каждом пункте брошюры всегда дан ответ на вопрос "что делать?". Чтобы новообращенный не растерялся, ему указывают ссылки на основные сайты и адреса служб.
Таким образом, красиво оформленные и написанные на понятном языке брошюры являются эффективным средством для привлечения новых последователей Свидетелей Иеговы.
Статья по теме: Кто такие Свидетели Иеговы и во что они верят