Как мы в школе писали сочинения? Нужно прочитать произведение, разобрать его, прочитать статьи критиков. Изучить, как критики оценили автора, произведение и основных героев. И на основании этого писать сочинение.
А как же твоё личное мнение? Твоё отношение к произведению? Твоё восприятие персонажей? Получается, что это никого не волнует? Вот умные люди уже это прочли, поразмыслили и сложили своё умное мнение. А ты внимай и думай так же.
Мне бы хотелось, чтобы мои дети рассуждали о произведении до прочтения статей критиков на эту тему. Чтобы у них складывалось их личное впечатление.
Талантливый писатель — это вот этот, а другой не талантливый. Кто это решает? Многих писателей, которых впоследствии признали, стали издавать, включили в раздел классиков, при жизни не оценили.
А некоторых классиков, которые входят в школьную программу, я не воспринимаю. Например, сказки В.М. Гаршина. На мой взгляд, есть гораздо более выдающиеся писатели, которых можно было бы подробно изучать в школе. А дети разбирают мух, которые обсасывают труп своей маменьки, и пишут на эту тему мини сочинения.
Как и чем измерить талант? Ведь одни люди читают классику, другие фантастику, кто-то любит детективы и т.д. Что из этого заведомо некачественная литература? Среди всех жанров есть очень достойные произведения.
Для меня в школе это всегда было большим неудобством. Очень часто я была категорически не согласна с мнением критиков по поводу оценки произведения и характеристики главных героев.
Мне очень не понравилась Наташа Ростова, ну точнее, я не увидела в ней особо выдающихся качеств для восхищения. А вот Андрей Болконский, напротив, показался человеком, полным достоинств. И было очень за него обидно...
Все эти мысли я поведала в сочинении и получила... я даже оценку не получила. Учительница требовала от меня переписать сочинение, на что получила категорический отказ. Несколько уроков мне рассказывали, насколько я не права, что нужно читать статьи умных людей, великих критиков, и с их статей формировать своё мнение о такой выдающейся девушке, как Наташа. Что должно появиться желание быть на неё похожей, а не критиковать.
Потом то же самое было с “Преступлением и наказанием”. Там я раскритиковала следователя, который откровенно издевался над человеком, который и так уже был полон раскаяния. Нет, ни в коем случае, я не оправдывала убийство. Но и такое отношение к человеку, тоже, по-моему, неправильное.
То же самое, не поставили оценку, заставляли читать статьи... Переписывать не стала. Такое бывало часто.
Перейдя на СО, я не заставляю детей перед сочинением читать статьи критиков.
После прочтения произведения мы его обсуждаем. Сравниваем с другими подобными. Ребята учатся сравнивать, анализировать.
Дети отличают тексты по стилю. Оценивают героев по их поступкам. Складывают своё мнение о них. Пишут сочинение.
А вот потом мы разбираем статьи критиков: совпало наше мнение с общепринятым или нет.
Для меня сочинение — это выражение своего мнения. И именно этому хочется научить детей.
Нет лекала, по которому можно точно измерить уровень способностей человека. Сколько людей, столько и мнений, и каждое имеет право на существование. Особенно творчество. Как его приравнивать к каким-то нормам и меркам?
А дети, только много читая и сравнивая, смогут отличить качественную литературу от посредственной. И не обязательно, что качественное — это только классическая литература. Много современных авторов, которые очень достойно пишут.
Пусть дети пишут в сочинениях о своих чувствах и эмоциях, которые вызывают в их душах прочитанные строки. Пусть “ошибаются”, пусть через несколько дней их мнение изменится, и они по другому будут оценивать героев. Но это будет их мнение, и это важно. Ведь мы хотим воспитать людей думающих...
Автор: Татьяна Попова, логопед-дефектолог в детском саду, двое детей, оба на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Что делать, чтобы научить ребёнка писать сочинения
Как мы организовали литературу на СО и полюбили чтение
Статьи других авторов:
Как мы повышаем грамотность традиционными и альтернативными методами
Спасибо за ваши "Спасибо" . Будьте в курсе новостей СО с нашим каналом