Найти тему

Один секрет глубоких сочинений по литературе

Оглавление

Как мы в школе писали сочинения? Нужно прочитать произведение, разобрать его, прочитать статьи критиков. Изучить, как критики оценили автора, произведение и основных героев. И на основании этого писать сочинение.

А как же твоё личное мнение? Твоё отношение к произведению? Твоё восприятие персонажей? Получается, что это никого не волнует? Вот умные люди уже это прочли, поразмыслили и сложили своё умное мнение. А ты внимай и думай так же.

Мне бы хотелось, чтобы мои дети рассуждали о произведении до прочтения статей критиков на эту тему. Чтобы у них складывалось их личное впечатление.

То, что нравится одним, категорически может не восприниматься другими, и наоборот.
То, что нравится одним, категорически может не восприниматься другими, и наоборот.

Талантливый писатель — это вот этот, а другой не талантливый. Кто это решает? Многих писателей, которых впоследствии признали, стали издавать, включили в раздел классиков, при жизни не оценили.

А некоторых классиков, которые входят в школьную программу, я не воспринимаю. Например, сказки В.М. Гаршина. На мой взгляд, есть гораздо более выдающиеся писатели, которых можно было бы подробно изучать в школе. А дети разбирают мух, которые обсасывают труп своей маменьки, и пишут на эту тему мини сочинения.

Как и чем измерить талант? Ведь одни люди читают классику, другие фантастику, кто-то любит детективы и т.д. Что из этого заведомо некачественная литература? Среди всех жанров есть очень достойные произведения.

Для меня в школе это всегда было большим неудобством. Очень часто я была категорически не согласна с мнением критиков по поводу оценки произведения и характеристики главных героев.
Мне очень не понравилась Наташа Ростова, ну точнее, я не увидела в ней особо выдающихся качеств для восхищения. А вот Андрей Болконский, напротив, показался человеком, полным достоинств. И было очень за него обидно...
Все эти мысли я поведала в сочинении и получила... я даже оценку не получила. Учительница требовала от меня переписать сочинение, на что получила категорический отказ. Несколько уроков мне рассказывали, насколько я не права, что нужно читать статьи умных людей, великих критиков, и с их статей формировать своё мнение о такой выдающейся девушке, как Наташа. Что должно появиться желание быть на неё похожей, а не критиковать.
Потом то же самое было с “Преступлением и наказанием”. Там я раскритиковала следователя, который откровенно издевался над человеком, который и так уже был полон раскаяния. Нет, ни в коем случае, я не оправдывала убийство. Но и такое отношение к человеку, тоже, по-моему, неправильное.
То же самое, не поставили оценку, заставляли читать статьи... Переписывать не стала. Такое бывало часто.

Перейдя на СО, я не заставляю детей перед сочинением читать статьи критиков.

После прочтения произведения мы его обсуждаем. Сравниваем с другими подобными. Ребята учатся сравнивать, анализировать.

После прочтения произведения мы его обсуждаем.
После прочтения произведения мы его обсуждаем.

Дети отличают тексты по стилю. Оценивают героев по их поступкам. Складывают своё мнение о них. Пишут сочинение.

А вот потом мы разбираем статьи критиков: совпало наше мнение с общепринятым или нет.

Для меня сочинение — это выражение своего мнения. И именно этому хочется научить детей.

Нет лекала, по которому можно точно измерить уровень способностей человека. Сколько людей, столько и мнений, и каждое имеет право на существование. Особенно творчество. Как его приравнивать к каким-то нормам и меркам?

А дети, только много читая и сравнивая, смогут отличить качественную литературу от посредственной. И не обязательно, что качественное это только классическая литература. Много современных авторов, которые очень достойно пишут.

Это будет их мнение, и это важно.
Это будет их мнение, и это важно.

Пусть дети пишут в сочинениях о своих чувствах и эмоциях, которые вызывают в их душах прочитанные строки. Пусть “ошибаются”, пусть через несколько дней их мнение изменится, и они по другому будут оценивать героев. Но это будет их мнение, и это важно. Ведь мы хотим воспитать людей думающих...

Автор: Татьяна Попова, логопед-дефектолог в детском саду, двое детей, оба на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-4

Читайте также статьи автора:

Дислексия: при обнаружении каких-либо из перечисленных симптомов незамедлительно обращайтесь к специалисту!

Что делать, чтобы научить ребёнка писать сочинения

Как мы организовали литературу на СО и полюбили чтение

Статьи других авторов:

Мои требования к детям на СО

Как мы повышаем грамотность традиционными и альтернативными методами

Спасибо за ваши "Спасибо" . Будьте в курсе новостей СО с нашим каналом