Ошибка 1. Отсутствие зрительного контакта.
Детям свойственно увлекаться и чем младше ребенок, тем меньше объем его внимания. Поэтому когда ребенок увлечен игрой, он просто не слышит родителей, в прямом смысле слова. В этом случае, для того, чтобы поговорить с ним, необходимо отвлечь от игры и установить визуальный контакт. Просто перенаправить его внимание на себя, а потом только что-то говорить ему.
Ошибка 2. Бесконечная череда указаний.
Это происходит, когда вы просите ребенка о чем-то, но вместе с этой просьбой встраиваются еще сопутствующие. В этом случае, ребенок может потерять главное, а сделать второстепенное. Его сознание еще не готово вычленять из череды указаний главные и второстепенные. Например: давай убери со стола краски с альбомом, помой руки и одевайся на улицу. Вполне возможно, что фраза помой руки будет не услышана и вы уже на улице заметите, что руки ваше ребенка в красках, и не редко бывает, что и не только руки, а и лицо. Либо на столе краски с альбомом так и останутся лежать, а когда вы ребенку напомните, что уже попросили их убрать, то он может сказать, что не слышал такого. Все это из-за того, что родителем была допущена ошибка, и он вместо 1 указания, назвал целую череду указаний. Запомните, необходимо давать только одно указание, и после того, как оно будет исполнено – давать следующее.
Ошибка 3. Бла-бла-бла.
Такая ситуация возникает когда ребенок делает то, что вам не нравится, и например, еще его игра угрожает травмой, то все это действие вас эмоционально заводит и вы начинаете читать бесконечную тираду с указаниями да еще и во всем этом речитативе припоминаете бывшие подобные ситуации, которые, например, травмировали его. Ребенок, который живет в моменте здесь и сейчас не оценит критически вашу речь. Если игра ребенка угрожает травмой, то делайте только одно, понятное ему, замечание. Например, если малыш залез на высокую лестницу и вы начинаете эмоционально ему выпаливать об опасности, говорить много лишних эмоциональных слов и еще к тому же припоминать истории его падения в прошлом, то скорее всего он уловит, что родитель находится в беспокойном состоянии, но что вы хотите от него - нет. Поэтому, надо четко и лаконично сказать что вы от него хотите. Только одну просьбу одной фразой. Только после ее выполнения напомнить о произошедших ситуациях, в которых, например, он как-то травмировался, если, конечно, такое было.
Ошибка 4. Не очевидные просьбы.
Это когда вместо просьбы вы задаете ребенку наводящие вопросы, рассчитывая на то, что ребенок задумается над ними и придет к выполнению просьбы, которая как-бы читается между строк. Примеры таких вопросов: Тебе, что, нравится ходить такой растрепанной? Почему этот конструктор постоянно разбросан по полу? и т.д. Если хотите выполнения просьбы – значит говорите прямо и максимально просто.
Ошибка 5. Просьбы – команды.
Фразы типа: не лезь на дерево, не рви дырку еще больше, не иди в лужу и т. д. слышатся ребенком как прямые указания к действию. Любые просьбы лучше использовать без частицы не, делая прямые указания. Когда просьба слышится ребенком максимально однозначно, то ему легче ее выполнить. Так устроена психика человека, то, что мы слышим, то и визуализируем.
Ошибка 6. Радио.
Вы серьезно относитесь к радио, дискутируете с ним? Нет? Вот так же и ребенок относится на бесконечный перечень просьб со стороны родителей. Если у вас сложилась такая ситуация с ребенком, при которой вам приходиться повторять одну и ту же просьбу много раз, то проблема не в ребенке, а в вас. Вы не привили должного уважения к вашим словам со стороны ребенка. Повторять просьбу надо максимум 3 раза. И, если после 3 раза ребенок не слушается, то необходимо вводить какие-то санкции, о которых вы заранее с ним должны договориться. Так прививается уважение к словам родителя. Но, тут тоже, не надо перегибать с просьбами, они должны касаться каких-то важных вещей и обстоятельств.
Ошибка 7. Крик.
Когда вы кричите на ребенка с просьбой, то он скорее всего выполняет ее не от того, что он понял, что это необходимо сделать, а потому, что просто испугался. Вот, вам, нравится, когда на вас кричат? Вы все понимаете, что вам кричат в этот момент. Если ребенок выполнил просьбу после крика, то скорее всего, чтобы следующий раз он ее выполнил, надо будет снова кричать. Это из-за того, что он не понял почему это надо делать, какие будут последствия от того, если он не будет так делать, и какая польза для него от этой просьбы. Поэтому надо всегда вести диалог с ребенком и договариваться спокойным голосом. Еще одним негативным последствием от крика будет то, что ребенок поймет для себя, что слушаться вас надо только тогда, когда вы кричите, а когда вы будете спокойно ему что-то говорить, он просто будет игнорировать. Еще, негативным последствием от вашего крика будет то, что ребенок впоследствии также будет обращаться и с вами, то есть кричать на вас.
Ошибка 8. Много запретов.
Когда дети слышат слишком много претензий, то они потом начинают их игнорировать. Так устроена психика человека. У ребенка, которому очень часто и много родители запрещают, срабатывает вполне нормальный механизм вытеснения. Просто все эти многочисленные просьбы и одергивания звучат как некий белый шум. Он просто бесполезен. Запрещать нужно только то, что является принципиальным и важным.