Найти тему
Путешествие в природу

Заповедные места России — 2019. Какие ужасы и красоты скрывают оренбургские степи

Уезжая из Орска, мы не торопились покидать Оренбуржье, ведь назавтра мы отправимся в ещё одно интересное место, без которого наша поездка была бы неполной. Это Оренбурсгкий заповедник.
Но сначала, имея достаточно времени, свернем с трассы в город с говорящим названием — Медногорск.

Изначально мы ничего не знали про это место, но заинтригованные, стали смотреть в интернете, что в окрестностях есть удивительного, связанного с медью. Оказалось, есть. И, найдя координаты, отправились на заброшенный карьер.
На подъезде к городу снимаем панораму со смотровой площадки. Населенный пункт находится в низине. Над всеми постройками возвышаются дымящие трубы комбината.

Проезжаем медно-серный комбинат Медногорска, попутно завернув на озера-отстойники, обозначенные на Викимапии: Серная кислота и Медный колчадан, однако вода сейчас спущена, ничего особенного тут не увидели.
Далее следуем в полуживой поселок Ракитянка, мимо заброшенных цехов управления Блявинского рудника. Едем к бывшему карьеру этого комбината.

Серный запах, почва всех оттенков красного, карьер с цветной водой — все это вы увидите, когда приедете сюда. Красиво внешне, но опасно для экологии.

Добыча в карьере велась разными способами: сначала прокладывались штольни, потом велась открытая добыча, позже с помощью микроорганизмов (методом бактериального выщелачивания). Добыча руды подземным способом осуществлялась с 1934 по 1954 годы, до сих пор у карьера можно наблюдать деревянные укрепления у входов в штольни, но пробраться к ним не представляется возможности.

В конце девяностых новый собственник предприятия вернул отработанный карьер городу как участок земли. С тех пор карьер так и стоит как памятник безответственному отношению к экологии. Местные жители беспокоятся, что вода из карьера просачивается в близлежащие реки и требуют засыпать карьер, но слышать только, что сделать это технически невозможно. И это в 21 веке!

Определить, насколько загрязнена вода в карьере, якобы невозможно (хотя, нам так не кажется, это все отговорки), глубина карьера — 220 метров, уровень воды на отметке сто, дороги, существовавшие ранее, сильно осыпались. Но то, что примеси всякого разного в воде превышают сотни раз, и без экспертиз понятно.

Вот так выглядит весь котлован с высоты птичьего полёта.

После карьера едем дотемна и сворачиваем в степь на ночевку. Погода испортилась, подул сильный ветер, наутро пошел мелкий противный дождь. Но мы несмотря на непогоду едем в заповедник, всё уже готово для этого.
Оформить заранее пропуска не удалось, так как в путешествии мы никогда не знаем точных дат, а лишь приблизительные. Поэтому пришлось подсуетиться и договориться о посещении, уже будучи в оренбурсгкой области. По счастливой случайности мы попали на экскурсию в Предуральская степь. А вообще, оформляться нужно не менее, чем за пять дней до посещения. Поэтому экотропа Шайтан-Тау в этот раз для нас была закрыта, хотя планы на неё тоже были.
Зато на "Дыхании степи" нас ждали днем во вторник. Доездинг в степи за поселок Сазан туристы осуществляют самостоятельно. В 5-7 километрах от него находится участок заповедника Предуральская степь, где с 2015 года занимаются реинтродукцией краснокнижной лошади Пржевальского.

Еще в пути, двигаясь вдоль ограждения территории заповедника, мы впервые видим этих животных.

Этот участок — единый крупный естественный участок не распаханной типичной ковыльной степи. Ранее территория принадлежала министерству обороны, изредка проводившему здесь летные учения. Антропогенное воздействие здесь имело лишь локальный характер, и поэтому сохранились значительные участки целинных степей.
Для восстановления природных сообществ на таких территориях необходимо наличие копытных животных. 18 октября 2015 года в заповедник были перевезены 6 лошадей Пржевальского из Франции. В последующие года стада пополнялись лошадьми из Венгрии, которые разбавили французскую кровь.

Стоимость экскурсии на двоих — 900 рублей, плюс 90 за парковку авто на территории заповедника. Полчаса рассказа экскурсовода Анны о заповеднике и лошадях и, наконец, мы у цели, у вольных лошадей. Это подростки-самцы, которые уже не могут жить со стадом, поэтому их на период окончательного взросления помещают в вольер. А вольер — это огромная площадь, поэтому ощущения того, что лошади на закрытой территории нет. Нет и барьеров между ними и тобой и можно спокойно делать снимки с расстояния не более 15 метров. Очень похоже на съемку зубров в Калужских засеках.

Я могла бы еще много рассказать о лошадях Пржевальского, но не думаю, что эта информация будет интересна читателям этого сайта.
С нами снимала репортаж съемочная группа "Россия1. Оренбуржье". Увидев нашу полупрофессиональную технику, они взяли у нас интервью, так что возможно мы засветились в новостях местного телевидения.

Ну вот и закончилось наше путешествие по необычным степям. Мы покидаем их, чтобы однажды вернуться и увидеть другие тайны, которые хранит в себе предуральская степь.
А дальше мы движемся на север, чтобы исследовать и открыть для себя еще один самобытный регион нашей большой страны — республику Башкортостан.