ГУРУ ИЗ СОСЕДНЕГО ДВОРА
Я считаю Чернигов одним из самых мистических городов Украины. Концентрация таинственного, загадочного и чудесного здесь просто поразительна. Буквально каждый камень этого древнего перекрёстка миров дышит своей личной историей. Для того, чтобы непосвящённый мог этой истории коснуться, ему надлежит выйти вечером на черниговскую Красную площадь, стать точно в её центре, медленно совершить поворот на 360°, и тогда он почувствует странную ауру, разлитую в воздухе, плавно струящуюся сквозь дома, людей, троллейбусы и прочие детали городского ландшафта.
Затем непосвящённому следует посетить картинную галерею, на стенах которой мягко пульсируют картины Гуру. В них аура этого города становится зримой и осязаемой. Её, специально для непросвещённых современников, Гуру вплавил в тягучие слои своих магических полотен, используя секреты живописи старых мастеров.
Олега Синельника не зря называют Гуру. Это - человек-легенда, человек-парадокс, один из главных оккультных феноменов нашего города. Когда Гуру работал во Дворце пионеров, его изостудия была единственным в наших краях островком творческой свободы, на котором царила восхитительная бегбедеровская атмосфера весёлого раздолбайства. С тех пор многое изменилось, но Гуру, как и полагается столпу местного андеграунда, по-прежнему безпафосен, парадоксален и плодовит. Дорисовался до того, что угодил в десятку лучших газетных иллюстраторов Украины.
Через миллионы незримых капилляров город тайно соединён с ним кровосмесительной связью, от которой ночами на свет являются дети Гуру - его картины. Сойдя с мольберта, они сразу же поселяются в двухкомнатной хрущёвке, потесняя хозяев - Гуру и его кота. Поэтому их жилище всё больше начинает походить на музей. Когда-то на его двери действительно висела латунная табличка с надписью "Мемориальная квартира-музей О.Е.Синельника (1970 - 2970)", но её однажды тёмной порой стащил какой-то охотник то ли за драгметаллами, то ли за парадоксами.
Друзья рассказали мне историю о том, что в первую новогоднюю ночь этого века Гуру получил от своего учителя, художника-чародея Небылицы, наставления относительно некой книги, которую Гуру должен написать и издать в 2012 году. Утверждают, что кто-то из знакомых, то ли случайно, то ли нарочно заглядывал в черновики будущей книги, хранящиеся в компьютере Гуру, и поразился. Якобы там были изложены какие-то совершенно невероятные истории из жизни известных в городе людей.
Ещё говорят, что ключи к пониманию истинного смысла книги будут изображены в новом цикле из семи картин, который Гуру назвал "Королевская охота". Первая картина уже готова. Мне посчастливилось видеть её "живьём" в мастерской Гуру. Невзирая на сюрреалистичность, в сюжете этой работы прослеживается параллель со средневековой иконой "Чудо Георгия о Змие".
Феномен основателя ГОП-АРТа ещё и в том, что он - единственный в Украине художник, который работает в этом непростом стиле, придерживаясь масляной техники гладкой живописи, которая требует кропотливого труда и адского терпения. Но недавно нашёлся один трюкач от искусства, который, узнав о новом необычном названии, живо смекнул, что созданный Синельником ГОП-АРТ - это не просто самобытное культурное явление, но ещё и хорошая возможность поживиться за чужой счёт. Он наскоро нашлёпал малярной кистью на каких-то картонках несколько убогих образчиков, окрестил это "гоп-арт" и преподнёс московской богеме как небывалый переворот в искусстве. Ныне в России движение "гоп-художников" набирает силу и даже поговаривают о появлении их киевских последователей -"художников-жлобистов". Но до сих пор никто из этих людей не сказал доброго слова о родоначальниках стиля и самого термина ГОП-АРТ - Олеге Синельнике и Николае Небылице. А ведь за этой абревиатурой (Гопнический Оккультный Пафос + Абсурдная Рекреационная Тантра) скрывается не примитивный "закос под гопоту", а созданная Гуру стройная философская система, имя которой - Ирософия.
Хотите знать причины магнетизма картин Гуру? Это юмор, оптимизм, любовь и тайна. И ещё - глубинная связь с родной землёй. Взгляните на любовно выписанных хитроглазых и пышнобёдрых черниговчанок, убегающих от преследующих их метафизических мужиков (автор картин утверждает, что у всех его персонажей есть реальные прототипы из числа друзей, знакомых или случайных встречных), которыми Гуру-Синельник любит населять мета-черниговские пространства своих полотен. В этих полу-реальных гротескных героях, в их бесшабашной карнавальной круговерти, порою переходящей границы дозволенного, мне видится не только отражение тайных проявлений нашей малоприглядной действительности, но и скрытое послание о том, что у каждого из насдостаточно сил, чтобы подобно птице Феникс восстать из пепла суровых будней и отправиться на поиски чудесного.
1.06.2010.
Семён Фельдман, журналист
https://semen-feldman.livejournal.com/