"Я никогда не ощущал себя звездой. Вот Оззи - звезда. А я лишь играю в его группе". Этот скромный парень прошел путь от учителя музыки до рок-идола, оставив после себя как минимум два знаковых альбома. Но мало кто знает, как Рэнди Роадс изменил гитаростроение. А ведь именно он создал самую "металлическую" гитару всех времен.
Музыкальная семья
Рэнди Роудс родился 6 декабря 1956 года в Санта-Монике, штат Калифорния. Отец и мать были учителями музыки. Рэнди вместе с братом и сестрой с ранних лет слушал пластинки Beatles и Rolling Stones, с 7 лет занимался классической гитарой, а у мамы брал уроки фортепиано.
Но особенно подросток преуспел в игре на электрогитаре. Да так, что преподаватель признался - парень играет гораздо лучше него.
Хочу только одного - играть рок
Первым серьезным проектом Рэнди Роудса стал коллектив Quiet Riot. Банда боролась за популярность в ночных клубах Лос-Анджелеса с набирающей популярность "Van Halen". С группой Роудс записал два альбома - "Quiet Riot" (1977) и "Quiet Riot II" (1978), которые были выпущены только в Японии. И хотя они не стали суперуспешными, записи послужили точкой отправления в "большое турне".
В 1979 году Оззи Осборн - один из основателей Black Sabbath - только что покинул группу и хотел найти музыкантов для сольного проекта в Лос-Анджелесе. Будущий басист Slaughter Дана Страм названивал своему приятелю Рэнди, уговаривая сходить на прослушивание. Роудс согласился, только чтобы тот отстал от него (по другой версии - только после разговора с матерью). Он пришел к Оззи в два часа ночи с небольшим усилителем, достал гитару и начал разогреваться. "Я не мог понять, то ли у меня галлюцинации, то ли этот парень и правда сыграл такой соляк. Я сразу же взял его в группу" - вспоминал об этом Осборн.
Однако британский менеджмент не хотел нанимать в группу неизвестного американского гитариста. И когда Роудс прилетел в Великобританию к Осборну, ему пришлось переночевать в камере предварительного заключения: у музыканта не было разрешения на работу и его депортировали в США. В конце концов, менеджер Осборна уступил и Рэнди Роудс смог вернуться в Соединенное Королевство.
Blizzard of Ozz
Вышедший в сентябре 1980 года в Британии альбом "Blizzard of Ozz" мгновенно завоевал популярность у поклонников рок-музыки. Альбом был нетипичным для того времени. Почти все песни сыграны в разных тональностях, а агрессивный неоклассический стиль игры Рэнди Роудса производил огромное впечатление в то время.
Синглы "Crazy Train" и "Mr. Crowley" десятилетиями не покидают разнообразные рейтинги лучших песен всех времен, а риффы и соло считаются классикой.
"Мое самое запоминающееся соло в "Mr. Crowley". Я часами сидел, пытаясь сочинить что-то для песни. Тогда вошел Оззи и сказал, что все это отстой. "Просто играй так, как чувствуешь" - сказал он. Я здорово нервничал, поэтому просто стал играть уже что-угодно. Вот тогда все получилось" - вспоминал Роудс.
Гитара, ставшая брендом
Прежде всего, образ Рэнди Роудса неразрывно связан с Gibson Les Paul Custom 74-го года в пожелтевшем цвете Alpine White. Эту гитару, по словам музыканта, он нашел где-то у себя дома и на ней играл на концертах "Crazy Train".
А еще у Роудса был Fender Stratocaster 1963 года для домашних репетиций. И Gibson Les Paul Custom "Black Beauty" - "безладовое чудо". С ним Рэнди больше позировал, чем играл. Лады на гитаре были слишком тонкими, что идеально подходило для игры джаза. А вот играть яркие скоростные соло с протяжными бендами и вибрато было неудобно.
Роудс хотел для себя более удобную и легкую, но при этом особенную гитару. Первый инструмент для музыканта в 1979 году сделал Карл Сандивал - черную в белую точку стрелу "Polka Dot". На гитаре стояли два хамбакера, вибрато-система в стиле Fender и тонкий гриф с накладкой сверхплоского радиуса в 17 дюймов (на гитарах Fender было аж 7 дюймов, а у Gibson 12 дюймов). Такое решение было идеальным для скоростных пассажей, бендов и вибрато. Однако в то время тонкие накладки были непопулярны и только Charvel производили гитары с подобными грифами.
В конце 1980 года, вернувшись из британского тура на лайнере "Конкорд", Рэнди Роудс нарисовал пару эскизов будущей гитары и пошел к Гроверу Джексону в Charvel. За основу взяли форму Gibson Flying V, правда, один рог был короче. Гриф (как и на Polka Dot был мультирадиусный) сделали сквозным - часть корпуса вместе с грифом изготовили из одного куска клена. В то время - редкость. Это дорогое в производстве решение, которое улучшает звучание гитары. Джексон решил, что гитара, получившая имя "Конкорд", уродливая и навредит бренду Charvel. И потому вместо названия компании на грифе-клюшке белой гитары в тонкую полоску он написал свою фамилию - "Jackson".
В будущем из прототипа гитары появится целый бренд и серия RR - Jackson Randy Rhoads. Сам Роудс тоже не был в восторге от инструмента. Гитара была тяжелая, а доступ к высоким ладам неудобным. Поиски лучшего решения продолжались.
Не хочу жить как настоящий рок-н-ролльщик
В 1981 году новый альбом "Diary of a Madman" закрепил за Роудсом титул "лучшего хэви-метал-гитариста современности". Однако запись не обошлась без скандалов. Барабанщик Ли Керслейк и басист Боб Дейсли, по их словам, не получали гонорары во время работы над песнями. А перед американским туром музыканты и вовсе узнали о своем увольнении. Решение приняла новый менеджер группы Шэрон Арден, будущая жена Оззи Осборна. Рэнди Роудс даже собрался уйти из группы в знак протеста, но Керслейк отговорил его.
И хотя Роудс поехал в тур с Осборном, желание оставаться в группе у него медленно исчезало. Рэнди рассказал Оззи, что хочет уйти из рок-музыки и получить степень по классической гитаре в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Свою роль сыграло и поведение Осборна во время гастролей. Он все больше увлекался попойками и все чаще отменял концерты. Последней каплей стало желание Осборна записать альбом кавер-версий Black Sabbath. Роудс и барабанщик Томми Олдридж посчитали это шагом назад. Устав от непредсказуемости, напряжения и все большего ухудшения отношений с Оззи, Роудс решил покинуть группу сразу после окончания контракта.
Золотые Jackson'ы
В конце 1981 года Роудс получил черный с золотой накладкой и фурнитурой Concorde MKII. Джексон уменьшил корпус, а рога сделал более тонкими и длинными - теперь они стали больше похожи на "акулий плавник". Доступ к ладам у основания грифа стал лучше, но Роудс все еще не был доволен гитарой на сто процентов. От Джексона он получил еще два прототипа - будущие RR со струнами сквозь белый корпус и черный с винтажным тремоло и перевернутыми плавниками на грифе. Роудс собрался вернуться к работе над финальной версией гитары после окончания тура.
Не вини меня
19 марта 1982 года группа остановилась в Лисбурге, штат Флорида, чтобы починить кондиционер турового автобуса. Недалеко находился аэродром, куда отправился водитель группы (еще и частный пилот) Эндрю Эйкок. Он взял одномоторный самолет Beechcraft F35 и немного полетал вместе с клавишником группы и тур-менеджером, снижаясь над автобусом, чтобы разбудить Оззи и барабанщика.
После долгих уговоров в самолет села визажистка Рэйчел Янгблад и Рэнди Роудс. Он боялся летать, но решил сделать несколько фотографий с воздуха для своей матери. Басист Руди Сарзо не захотел лететь и продолжил спать.
Самолет совершил несколько резких снижений над автобусом, на третий раз задев его крылом. Сломал сосну и взорвался, влетев в гараж дома напротив. Пилот и пассажиры мгновенно погибли. Рэнди Роудсу было всего лишь 25 лет.
Оззи Осборна в полиции: Меня разбудил громкий взрыв. Я подумал, что мы попали в аварию. Я встал с кровати и крикнул своей невесте Шэрон выходить из автобуса. А потом я увидел, что разбился самолет. Я еще не знал, кто был в самолете. Пожарные приехали только через полчаса.
Клавишник Дон Эйри снимал полет на камеру и стал единственным свидетелем катастрофы. По его словам, в кабине пилота шла борьба между Рэнди и Эндрю. В ходе следствия выяснилось, что у пилота была просрочена медицинская справка, необходимая для управления самолетом. И тот факт, что Эндрю шесть лет назад уже был виновником крушения вертолета со смертельным исходом. Оззи Осборн позже признал, что Эйкок всю ночь перед аварией принимал запрещенные вещества.
Рэнди Роудс был похоронен на кладбище Маунтин-Вью в Сан-Бернардино, штат Калифорния. Каждый год 19 марта к его могиле приезжают толпы фанатов.
Оззи Осборн: "Я дал клятву каждый год посылать цветы на могилу Рэнди. В отличие от большинства своих клятв, я сдержал обещание. Но я никогда не возвращался туда. Я бы хотел побывать там снова, прежде чем я присоединюсь к нему на другой стороне".
Мать гитариста Делорес Роудс старалась уделить время каждому, кого вдохновил ее сын. В 2015 году в возрасте 95 лет она скончалась.
Рэнди Роудс оставил после себя невероятное наследие. Знаковые альбомы, теперь уже ставшие классикой риффы и соло. И, конечно, абсолютно изменил гитарную индустрию. Новаторские идеи, которые он вложил в свой "Конкорд", теперь стали традиционными, а имя музыканта носят многие гитары и усилители. Рэнди Роудс повлиял на десятки современников - среди них Закк Вайлд, Джон Петруччи, Бакетхэд, Джордж Линч, Пол Гилберт - и на будущие поколения гитаристов.