КОТЫ
Летом я живу на даче под Москвой. Иногда по делам езжу в город. На даче живу давно, обзавёлся друзьями, поэтому в город практически всегда еду не один, а в компании – вдвоём, втроём или иногда даже вчетвером. Во-первых, все водят машины профессионально, во-вторых, поездка становится в два – три раза дешевле, а самое главное не скучаешь два – три часа. Каждому из нас есть что рассказать и, что замечательно, тебя при этом умеют слушать. Я тоже умею.
Сегодня моя очередь рассказывать. Выбираем тему.
– У вас есть кошки?
– Есть коты. Но они днём спят, ночью гуляют – с ними не поговоришь.
– Вот и поговорим о кошачьих приключениях.
Мурчелло
У меня на работе, в комнате, где проходят совещания, висел плакат: «О ПОЛИТИКЕ И О СОБАКАХ ГОВОРИТЬ ЗАПРЕЩЕНО». Но о кошках можно, поэтому вперёд, с песнями.
Собаки, согласен, это отдельная тема. Поэтому не удержусь, и для того, чтобы лучше понять кошачью психологию, расскажу одну короткую и, как у нас принято, не выдуманную, реальную и, желательно, необычную историю.
Одно из множества научных направлений института, где я работал, было посвящено аномальным явлениям. Мы должны были их объяснять. Из ненормальных событий делать нормальные, понятные всем, и, главное, понятные нам самим.
У меня есть школьное, институтское, аспирантское, партийное и академическое образование и соответствующие дипломы. Есть и документ, подтверждающий, что я имею право изучать аномальные явления. Мои коллеги тоже были не простые ребята.
Однажды переслали нам в Институт официальный документ – донос бдительного гражданина из Ленинграда на своего соседа, в котором говорилось, что этот сосед использует свою собаку для незаконного обогащения. Мол лечит доверчивых больных людей при помощи своей собаки и обирает их. Разберитесь с жуликом.
Я был не самый крутой специалист в аномальных явлениях, связанных с человеко-собачьей физиологией, поэтому с этим псом поручили разбираться Льву Хунданову. О Хунданове можно тоже рассказывать часами, но в другой раз.
Лев уехал в Питер, вернулся через несколько дней и доложил результаты.
Дальше ему слово.
Приехал... Пришёл к собачьему хозяину, положил на стол донос, говорю – читай. Он прочитал, проматерился и говорит:
– «Отдайте ему сто рублей, которые он дал на корм собаке, – и протянул мне деньги. – Но собаку я вам не отдам».
– «Твой бизнес меня не интересует, с этим пусть разбирается милиция. Расскажи лучше, кого и как ты лечишь».
– «Ко мне приходят, а чаще зовут к больному, у которого болит сердце, и собака его лечит. Сразу и надолго».
– «Хорошо. Забирай собаку, поедем в ВМА ».
Хозяин посадил белую лохматую болонку в дорожную сумку, и мы поехали. Болонка не возражала.
В Академии меня знали, поэтому появлению не удивились. Провели собаке «техосмотр» и повели в палату к тяжелобольным пациентам с сердечными проблемами.
Тогда ещё не было современной автоматики. Кардиограмма каждого больного непрерывно фиксировалась на бумажных самописцах, и в палате постоянно дежурила медсестра.
Вместе с нами в палату пришли несколько врачей. Военные врачи – профессионалы с колоссальной практикой и нестандартным мышлением.
А дальше началось «цирковое представление». Хозяин клал собаку на плечи больного, и у того сразу, буквально через несколько ударов, сердце начинало биться абсолютно нормально. Собаку снимали – сердце продолжало биться нормально!
Этот пёс (или сука, я не посмотрел) каким-то образом перезапускал физиологическую систему сердечных водителей ритма. За полчаса болонка вылечила всю палату.
Хунданов замолчал.
– «А дальше? Что ты сделал с этой собакой?»
– «Отдал хозяину и посоветовал аккуратней выбирать друзей».
– «А почему врачи не забрали эту болонку в свой штат?»
– «В больницах запрещено проводить эксперименты на больных людях, даже со счастливым исходом. Сегодня кому-то повезло, а завтра остальных будут лечить по методикам, одобренным Минздравом».
– «А в официальном ответе на поступивший донос что написал?»
– «Написал оправдательный документ».
– «Какой?»
– «Объяснил, что собака своей шерстью, активируя плечевые зоны отражения Захарьина–Геда, каким-то образом нормализует физиологию больного, а сердце, являясь контроллером кровеносной системы, это подтверждает… Короче, все согласились, что никакого обмана не было. Собачьей шерстью спинку потёр – больного вылечил – всё нормально».
Мы долго обсуждали Хундановскую поездку, приводили десятки подобных примеров…
Однако это всё о собаках, а у нас с вами тема о котах и кошках. Если будет интересно, поговорим попозже и о собаках, а пока – один замечательный анекдот.
Жил был кот, жил как хотел. Хозяин жил, как мог, а кот делал, что хотел. Ел только самое вкусное, спал на кровати хозяина, гулял тоже, когда хотел.
Хозяину это надоело. Кто в семье главный? Взял кота за шиворот и выставил за дверь на улицу.
Через полчаса кот дома, спит на его кровати. За это время кто-то выходил, кто-то приходил… Короче, кот вернулся и спит.
Хозяин засунул кота в сумку, отнёс через дорогу в соседний двор, вернулся домой… кот дома, спит на его кровати, но уже с грязными лапами.
Хозяин упёртый. Взял кота, посадил в машину, поехал… заехал в какой-то спальный район… направо, налево, направо, направо, налево… выпустил кота. Поехал обратно, заблудился, полчаса ездил по чужим дворам. Позвонил домой жене:
– Кот дома?
– Да.
– Дай ему телефон! Пусть объяснит, как мне домой доехать.
Это шутка, но в каждой шутке – только доля шутки, остальное правда.
Собака, особенно домашняя собака, живёт ради хозяина. С котами всё по-другому, кот живёт там, где живёт его хозяин.
Хотите реальную историю? Если знаете – пропускайте, если не знаете, слушайте.
Жили-были (надеюсь, и сейчас живы и здоровы) муж и жена. Он инженер широкого профиля, она бухгалтер. Жили неплохо, но всегда хочется жить лучше. Был у них какой-то капитал. Подумали они и решили открыть небольшое кафе рядом с домом. Всё хорошо? Нет. Всё плохо. Коронавирус. Работа накрылась, кафе тоже пришлось закрыть – санэпиднадзор выставил практически невыполнимые требования. В результате работы нет, денег нет, сбережений тоже нет. Шли они как-то по улице, и за ними увязался котёнок. Мокрый, грязный, страшный, худой, голодный. Бежит за ними и жалобно мяукает. Взяли они этого кота домой. Отмыли, накормили хлебом – другой еды дома не было…
Поголодал кот на сухих харчах неделю…
Через неделю звонит хозяину кота приятель и говорит: «Я открыл новый бизнес, дел по горло, я не справляюсь, мы давно знаем друг друга, выручай». У кота появился кошачий корм.
Проходит ещё неделя – звонит жене её подруга: «Слушай, ты же бухгалтер от бога, иди к нам, наша бухгалтер вышла замуж, уехала в Питер, выручай». У кота жизнь стала ещё лучше.
Кафе тоже заработало: санэпиднадзор родил какой-то разрешительный документ, и нашелся деловой профессиональный повар.
Эта реальная история и правды здесь не меньше, чем в предыдущей истории с болонкой, но есть и замечательные особенности.
Кошка без телефона и интернета, без рекламы, без проб и ошибок, используя человека, создаёт себе комфортные условия жизни, а собака, выполняя стайные функции, корректирует физиологию партнёра. Ради поддержания здоровья стаи, или как в случае, описанном выше, ради здоровья хозяина и его партнёров, собаки готовы на всё, порой доводя себя в искусстве корректировки даже до собственной гибели.
Однако опять мы о собаках!.. О них потом, под собачье настроение.
О кошках. О них написано много, но не всё.
Сейчас у нас живёт три кошки. Вернее, кошка – самая главная в нашем доме и два кота. Кот белый с рыжим хвостом и рыжими ушами –турецкий ван и кот чёрный, абсолютно чёрный, даже усы и брови чёрные с зелёными глазами – ночными фарами. Чёрный кот с непростой кошачьей судьбой, но удивительно добрый и лаксовый, за что и был назван Мурчелло.
Как-то ночью шли домой три пьяных молодых человека. Двое шли, а третий идти уже не мог, двое его с трудом тащили. Молодые, пить ещё не научились. Проходили мимо помойки, решили пошутить и забросили третьего друга в мусорный контейнер, где он зарылся в мусор, согрелся и крепко уснул. Утром приехал мусоровоз, загрузил мусор и повёз на мусорную свалку. Молодой человек проснулся, позвонил по мобильнику своим друзьям, но объяснить, где он и куда его везут, не смог. Короче, пропал без вести, погиб.
Однажды ночью, кто-то (не знаю, как корректно его назвать) выбросил живого котёнка в мусорный контейнер. То ли котёнок съел у него что-то не так, то ли напугал кого-то. Котёнок был тихий и добрый, но с одеждой не повезло – он был абсолютно чёрный, без единого светлого волоска. Брови, усы, подушечки лап – всё чёрное и ярко-зелёные глаза.
Видимо, кто-то решил так справиться с нечистой силой или просто избавиться от злодея. «Но при чём тут пьяный молодой человек?» – спросите вы.
Дело в том, что человек, как венец природы, утратил способность дистанционного, телепатического общенья. Дальше крика он может говорить только в пределах списка собственного телефона. Поговорить с незнакомым человеком на свободную тему не сможет. Читает тоже уже с трудом, а что прочитал, тут же забывает. Зачем помнить, если в книге написано, ну и так далее… Думать тоже не надо, в интернете за тебя умные высоколобые уже всё придумали. Бери, что предлагают.
А коты? У кого есть дома коты, знают: между собой коты общаются молча. С нами тоже молча. Мяукают только для того, чтобы мы «трубку с телефона сняли», внимание на них обратили, а дальше наше поведение – под их контролем.
Вот и наш чёрный котёнок вылезти из контейнера сам не смог. Посидел, дождался нужного прохожего, помяукал жалобно, а дальше, если коротко, по оптимальной траектории попал к нам, и будет вместе с нами жить долго и счастливо.
Про оптимальную траекторию кошачьего счастья – это моя версия, но давайте дадим слово коту.
Мурчелло: «Если укоротить, то любая траектория станет оптимальной, в один кошачий шаг: из мусорного бака в тёплый дом, а если поподробнее…
Первую задачу я решил, когда прохожий спас меня. Согласитесь, далеко не каждый ночью будет искать абсолютно чёрного животного, разгребая мусор. Это как же надо любить котов, чтобы откликнуться на жалобное мяу из мусорного бака! Дальше. Раз уж он такой добрый, пусть отнесёт домой, ведь на улице везде грязный асфальт, каменные дома да вонючие, непредсказуемые автомобили. Домой принёс, помыл, накормил. Хорошо? Нет.
Оказалось, у него кроме меня – любимого есть ещё любимые жена и малые дети, которые почему-то боятся чёрных котов.
Сослали на дачу. Живи.
На даче, по сравнению с городом, получше – травка зелёная, птички поют, но травкой не наешься, а птички поют высоко, не дотянуться. Мыши были, но как я появился, сбежали на соседние участки, а там сторожевые собаки. Здоровые сытые твари, и мышей не едят, и котов к своим мискам не подпускают.
Ну и что делать? Опять помирать? Нет. Познакомился с местным гастрабайтером. Он из западной Украины сюда приехал на заработки, чтобы выжить, а я из мусорного бака сюда приехал, тоже чтобы выжить. Подружились. Едим из одной тарелки, спим в обнимку на одной кровати.
Хорошо? Нет. Летний сезон закончился, работяга уехал домой, меня с собой не взял, даже не простился.
Ну и где же эта ваша оптимальная траектория?
Яблоки, сливы, груши, огурцы, грибы, ягоды… Не для меня, ешьте их сами.
Пришлось обратиться к хозяину, моему спасителю. Помоги ещё раз.
Он говорит: «Помогу, отвезу тебя в другой дом, но там уже есть одна кошка». Что ж… Надо пробовать, других вариантов у меня нет и тянуть нельзя – зима на дворе.
У каждого уважающего себя кота должен быть свой друг, своя столовая с кормом, туалет на границе своей территории.
А как у людей?.. Живёт, например, семья – четыре человека. Как же им трудно жить с одной кухней и с общим туалетом!
Мы с кошкой не сразу, но всё-таки договорились, у кого где и какая миска, и кто когда и что ест, и с туалетами разобрались, а хозяина, точнее хозяйку (её все зовут Мама или Баба), мы поделили поровну. Она не возражает и любит нас обоих, и живём мы действительно, как вы сказали, долго и счастливо. Но иногда вспоминается мусорный бак и люди, которые проходят, проходят, проходят… мимо, и рука, которая тянется сверху прямо ко мне».
Тихон
В тибетском буддизме существует обычай: после смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации – маленького ребёнка, который должен быть похож на умершего Далай-ламу.
Это в Тибете. А у нас?
В течение нескольких лет во время летних школьных каникул мы с детьми жили под Москвой в деревне Слободино. До спортивных лагерей дети ещё не доросли, в городе делать нечего, а в деревне лес, грибы, ягоды, и весь день можно провести на улице. Деревня небольшая, всего одна улица и одна собака, естественно по кличке Шарик. Зато котов было много, всех пород и оттенков. Дачники разные и кошки разные. Осенью кошки с хозяевами возвращались в Москву, а подросшие котята оставались жить в деревне.
Поэтому у нас появился свой котёнок. Мы назвали его Кузьмой. Он не возражал, откликался, мурчал и шёл на руки. Но ближе к осени, когда пора было возвращаться в Москву, наш Кузьма родил трёх котят. Кузьма оказался Кузьминичной, но так как Кузьма или Кузьминична ласково звучали одинаково – Кузя, менять имя не пришлось. Котята были разные. Один рыжий, другой в мать – мохнатый тёмно-серого цвета, а третий – белый с красивым серым рисунком, или серый с белыми пятнами, как посмотреть.
Принято считать, что люди сами выбирают себе животных. Может быть, выбирают лошадей, чтобы на них ездить или огороды пахать. Корову, чтобы пить молоко, есть сметану, творог, сыр. А если у коровы нет молока, то есть много говядины. Собаку выбирают такую, чтобы охраняла или на охоту ходила.
Но где вы видели ездовых котов или кошачьи упряжки? Про кошачий сыр или творог я и не говорю. Или сторожевых котов? Конечно, защищая новорождённых котят, мама кошка любую собаку порвёт на клочки, но на поводке, даже с любимым хозяином гулять не пойдёт. Пусть гуляет один, с любимой женой или собакой, а кошка всегда гуляет сама по себе, где хочет и когда хочет. И людей, которые будут её любить и кормить, а если надо и лечить, кошка выбирает сама.
Новорождённые котята с мамой кошкой долго не живут: покормятся месяц другой и куда-то исчезают. Это правильно, иначе около мамы будет слишком большая плотность кошек на квадратный метр.
У большинства людей дети тоже покормятся около мамы лет двадцать и тоже куда-то исчезают.
Но при чём здесь тибетские монахи и их Далай-лама?..
Двух котят – рыжего и тёмно-серого – забрали сразу, как только мы их выставили «на продажу», а третий – белый с серым рисунком – упирался и не шёл ни к кому в руки. Вёл себя тихо, ел мало, всё время молчал – медитировал, за что мы его и назвали Тихоном. Он не возражал.
В то время в Москве супермаркетов ещё не было. Были рынки, где можно было не спеша, без магазинных очередей выбрать достаточно дёшево всё что угодно. Раз в неделю мы туда ездили.
Прошел месяц, и в очередное воскресенье Тихон попросился поехать с нами, сам забрался в сумку.
А вот теперь про Далай-ламу.
Уже с покупками мы шли по рынку. Тихон сидел на руках у жены. В плотной толпе нас обогнали мужчина и женщина, и вдруг Тихон выдал своё первое в жизни громкое «Мяу» и протянул к женщине свои лапы. Женщина остановилась, оглянулась и закричала в спину уходящему вперёд мужу: «Посмотри! Посмотри какой котёнок!» Муж притормозил и не оборачиваясь ответил: «Мы же договорились! Никогда, никаких собак и котов у нас больше не будет!»
И тут Тихон выдал второе в своей жизни «Мяу!».
Мужчина развернулся, медленно подошёл и спросил: «Как его зовут?» Мы ответили хором: «Тихон».
А дальше была встреча с младенцем, которая тибетским монахам и не снилась. Счастливый Тихон и мужчина бросились навстречу друг другу. Мужчина выхватил у моей жены кота (Тихон не возражал), и бегом скрылся в шхерах между ларьками и палатками…
Его жена всё объяснила: «У нас был кот. Точно такого же окраса, звали его Тихон. Полгода назад он умер. Муж страшно переживал. Отдайте нам вашего котёнка! Пожалуйста!»
Отдавать или дарить кому-то котов нельзя. Продать можно. Мы продали. За рубль. Хотя нам предлагали любые деньги…
Конечно, можно сказать: «Так не бывает» или «Вы всё выдумали». Я промолчу, не нравится – не ешьте, но, если вы скажете: «Я не верю», – мне будет вас жалко. Потому что, кто умеет верить, тот получает то, во что верит. У Тихона верить получилось.
Да! И у Тихона, и у Мурчелло - получилось. Жизнь изменилась, надеюсь к лучшему и у них, и в их новых семьях. Наша жизнь и мы сами меняемся с приходом нового. Кто – то упирается и не хочет, а, правильнее, не может изменить свою жизнь, и тогда мы расстаёмся ради его привычного однообразия. А у кого – то начинается новая жизнь, с начала. А у вас?