Найти в Дзене
Александр Локтюшин

11. Цивилизация: Культура и Технология

Голографическая модель вещества позволяет напрямую анализировать даже столь сложные понятийные категории, как «Цивилизация». В основу такого анализа естественным образом ложится представление о комплéксности всего сущего, в наиболее емкой форме выраженной в космогоническом мифе о сотворении Адама и Евы...

Голографическая модель вещества позволяет напрямую анализировать даже столь сложные понятийные категории, как «Цивилизация». В основу такого анализа естественным образом ложится представление о комплéксности всего сущего, в наиболее емкой форме выраженной в космогоническом мифе о сотворении Адама и Евы.

Понятие «Цивилизация» не сводится к простым категориям типа технологического или культурного уровня развития некоторого социума. Также как для определения практически любых явлений окружающего мира , для описания Цивилизации необходимо выделение двух независимых «обобщенных координат» , каковыми являются «Культура» и «Технология».

Можно вспомнить формализованный смысл «математического» понятия комплéксного числа, определяемого парой чисел, одно из которых вещественное, а другое мнимое. Само это понятие введено в научный обиход Б. Риманом, отцом эллиптической геометрии, и является одним из частных ее следствий, но получившим чрезвычайно широкое употребление в методах математической физики. При этом смыслу мнимой компоненты, как правило, не придается особого значения, и теория комплексного переменного используется как удобный формальный аппарат. На самом деле, Б. Риман отчетливо представлял себе глубочайшее значение мнимой компоненты . Дело в том, что мнимость в неевклидовой геометрии связана с замкнутостью соответствующей координатной оси пространства с кривизной . И лишь формально мнимая ось может быть представлена подобно тому, как это делается в современной математике. Иными словами, мнимость есть проявление того свойства, что обход вдоль замкнутой оси возвращает к исходной позиции , а само пространство обладает свойствами, которые не описываются в евклидовой геометрии . Поскольку кроме «пространства заполненного иллюзиями собственных деформаций» в этом мире ничего нет, явления любого уровня сложности есть лишь функция того же самого пространства . Следовательно, в любом «полном» событии или явлении всегда можно выделить вещественную и «мнимую» компоненту . Например, для «вещественного» электрического тока «мнимой» (замкнутой) компонентой является соленоидальное магнитное поле. Здесь следует подчеркнуть, что понятие «замкнутости/незамкнутости» имеет исключи-тельно локальное значение. Дело в том, что электрический ток сам по себе может существовать лишь в замкнутой цепи, для которой магнитное поле локально является вещественным и определяется магнитным моментом контура.

Системы любого уровня, как правило, описываются двумя сопряженными понятиями, хотя при этом совершенно не анализируется комплéксность, присущая самой системе. Сюда относятся такие устоявшиеся пары понятий как: «физический – математический», «материальный – идеальный», «бытие – сознание» и т.д., и т.п.

Если для понятия «Цивилизация» в качестве обобщенных координат взять «Технологию» и «Культуру», то первую можно рассматривать как вещественную, а вторую – как мнимую. Естественно, что такое разделение имеет локальный смысл: «Технология» буквально связана со всем вещественным, что нас окружает, и «Культура» непосредственного влияния на нее не оказывает. С другой стороны, в глобальном смысле вся созданная человечеством «Технология» есть результат «Культуры», и здесь последняя выступает как вещественная компонента. В еще более локальном смысле и «Технология», и «Культура» сами являются комплексными функциями комплéксных переменных. Так «Технология» «раскладывается» на «Технику» и «Экономику». «Культура» определяется ее «Наукой» и «Искусством», которые на первый взгляд друг к другу прямого отношения и не имеют.

Чтобы анализировать взаимоотношения мнимых и вещественных компонент реальности в общем плане (за рамками «плоского» представления), следует вспомнить, что Б. Риман рассматривал пространства с кривизной , а не поверхности или плоскости. Действительно, для векторов плоскости векторное произведение смысла не имеет, поскольку результат произведения, как «вектор», выходит за пределы плоскости.

Возврат к пространству и придание обобщенным координатам векторного характера приводит к естественной необходимости говорить о третьем независимом векторе для любых двух ортогональных обобщенных координат, определяемом как произведение исходных векторов. Такие рассуждения приводят к выводу о том, что все перечисленные выше пары обобщенных координат не полностью отражают суть происходящего. И наиболее адекватным научным аппаратом, отражающим реальность, обладает электродинамика, широко использующая понятие комплéксного переменного . Локально вещественный , например, электрический вектор, лишь изменяясь во времени, порождает замкнутый (мнимый) контур из векторов магнитного поля. В свою очередь, изменяющееся во времени магнитное поле, также порождает замкнутое электрическое. При этом их векторное произведение соответствует вектору механического распространения самого электромагнитного поля.

В этом смысле взаимоотношения между Культурой и Технологией следует рассматривать только в динамическом (векторном) аспекте, когда изменения Культуры влекут за собой изменения в Технологии, и, наоборот, достижения Технологии порождают новую Культуру. Наконец, их «векторное произведение» определяет направление развития самой Цивилизации. Вне времени «Культура» как набор нравственно-этических принципов вовсе теряет смысл, и даже материально-вещественные носители ее могут быть лишь отчасти расшифрованы потомками. «Технология» ушедших (за пределы времен) цивилизаций хотя и оставляет более весомые вещественные свидетельства, но смысл их тоже не всегда понятен потомкам. Другими словами, понятие «Цивилизация» имеет смысл только при рассмотрении ее как целостной системы, подобной живому организму .

Далее, понятие «Культура» определяется на таких обобщенных координатах, которые в наиболее общей форме можно обозначить как «Наука» и «Искусство». Причем эти понятия имеют весьма малое отношение к официальным социальным институтам в виде академий, театров, консерваторий и пр. Имеется в виду, что весь культурный процесс развивается в недрах социума (народа) и, лишь достигнув определенной напряженности по отдельным своим направлениям, «выталкивает» на поверхность наиболее ярких одаренных творцов («У народа языкотворца умер звонкий забулдыга подмастерье» - В. Маяковский «На смерть С. Есенина»). Здесь также реализуется механизм конструктивной интерференции , когда «волны» народного творчества образуют «узлы», в которых и находится место гениям. Естественно, что такие волны соответствуют характеру социума, определяемого, в частности, через «национальный характер».

По мнению Ключевского национальный характер создается под влиянием климата , в котором проживает народ. Можно и поиронизировать на эту тему, заявив, что народ сам выбирает себе климатическую зону по своему национальному характеру. В любом случае, взаимосвязь климата и национального характера достаточно очевидна . Например, в условиях мягкой европейской зимы труд (и, прежде всего, сельскохозяйственный) является размеренным и методичным. В то время, как резкоконтинентальные особенности российского севера и Сибири более пригодны для народа с взрывным штурмовым характером, который в течение краткого летнего сельскохозяйственного цикла вынужден обеспечивать условия выживания для целого года. Зимние же месяцы с коротким световым днем и суровым температурным режимом, не располагающие к эффективной предметной деятельности, способствуют к напряжению интеллекта, направленного на анализ сельскохозяйственного опыта и продуцирование более эффективных технологий. Иногда при этом россиянину удается и кое-что реализовывать в виде единичных экземпляров. Но, в большинстве случаев, все его технические решения хоронятся на уровне прожектов, либо становятся достоянием умов более педантичного и спекулятивного характера. Можно привести целый ряд примеров технических решений российских умельцев (паровая машина Ползунова, самолет Можайского и пр.), намного опередивших аналогичные «поделки» «Запада». Последние в педантичном и, соответственно, практичном исполнении становятся достоянием рынка, и начинают распространяться в своих модификациях, достигая некоторой степени совершенства, становясь достоянием и самих россиян. Более того, семена российской технической самодеятельности, будучи помещенными в почву западного педантизма, дают пышные всходы. Вспомним, например, американские вертолеты нашего соотечественника Сикорского и легендарные мотоциклы фирмы «Харлей - Дэвидсон», основанной перебравшимися за океан россиянами Харламовым и Давыдовым. Следует отметить, что совершенствование уровня техники, в условиях Запада, является плавным процессом, незаметно меняющим быт его граждан. Внедрение же совершенного технологического уровня в России, наоборот, является достаточно болезненным процессом коренной реконструкции быта. Вообще, замкнутость всего цивилизационного процесса , совершенствующего быт не непрерывным образом и достигшего определенного уровня, приводит к стагнации, во время которой возникают возможности для генерации эстетических идей . Примечательно, что в условиях педантичного Запада эстетические идеи не получали своего развития и, лишь выплескиваясь на просторы России, достигали своих вершин. Так было, например, с романом, романсом, балетом и т.п. Именно эстетическое творчество является механизмом генерации технических решений, которые могли бы потенциально привести в соответствие реалии эстетического совершенства на фоне технологической неустроенности. В этом и состоит замкнутость цивилизационного процесса на гигантском западно-азиатском социуме. Этот процесс знаменует собой наиболее высокую степень (фазу) специализации и дифференциации труда, затрагивающего и интеллектуальную сферу. Функциональное разделение при этом достигает международных масштабов, а роль каждого из народов приобретает особую уникальность и значимость в развитии цивилизации.

Таким образом, «Культура», будучи замкнутой сама на себя, ортогональна по отношению к «Технологии», которая также замкнута сама на себя. И лишь их совместный динамический (векторный) процесс порождает (в виде векторного произведения) «Цивилизацию». Вырванные из динамики «Цивилизации» «Культура» и «Технология» по отдельности из себя ничего не представляют, теряя всякий смысл.