Приветствую вас, читатели! В этой статье вы узнаете об удивительной истории советского разведчика, у которого было много имён: агент Кент, Винсент Сиерра, Анатолий Гуревич (настоящее).
В начале 1940 бизнес-сообщество Брюсселя было в восторге от молодого уругвайца Винсента Сиерры. Поговаривали, уругваец "на короткой ноге" не только с местной элитой, но и с лидерами немецкой армии, оккупировавшей к тому времени Бельгию. Среди соседей был миллионер Зингер, изредка ворчавший сосед Винсента, однако относившийся к нему с симпатией. Более того, он собирался доверить уругвайцу свою дочь, недавно овдовевшую 28-летнюю красавицу Маргарет Барча.
Однако биографию красавца-агента не знал практически никто. Разумеется, среди посвященных не было и дочери миллионера Зингера. Весельчак казался Маргарет человеком без тайн.
Винсент производил впечатление человека, далёкого от политики и военной стратегии, потому изрядно подвыпившие офицеры вели себя в гостях абсолютно свободно и в разговорах не стеснялись. Сиерра при этом почти не пил. Стоило последнему гостю покинуть виллу, тайный агент сразу спускался в свой кабинет и шифровал очередную радиограмму "директору от Кента".
Получив весной 1941 заказ на полтора миллиона грубых металлических ложек, Сиерра интересуется: "Для кого они предназначены?", "Для будущих русских пленных", – отвечает партнёр с улыбкой Винсенту, а значит и Советскому Союзу.
В октябре 1941 Гуревич (настоящая фамилия Сиерры) прибывает в Берлин, проинформированный об адресах явок. Шифрограммы станут его "приговором", поскольку "центр" нарушил правила конспирации.
Гуревичу хватило 1,5 недели, чтобы узнать, что причиной молчания Берлина был не провал, а лишь вышедшие из строя передатчики. Агент возвращается в Брюссель с новой разведывательной информацией. В конце ноября Москва ежедневно получает радиограммы с пометкой "директору от Кента".
Гитлеровца так же ежедневно фиксируют радиосеансы суммарной продолжительностью более 5 часов. В декабре 1941 немцам, путём последовательного отключения в домах электричества, удалось выяснить, что передача идет из 101 дома улицы Атребат. Это и была вилла, которую арендовали Винсент Сиерра и его супруга. 12 декабря все радисты с улицы Атребат были арестованы гестапо, но Гуревичу удалось избежать ареста.
Он перебрался с супругой во Францию и попытался создать там новую разведывательную сеть, но их арестовывают. Тогда Маргарет поняла, что её любимый обманул её. Гуревич продолжает настаивать, что он уругваец, которого завербовали в Москве комминтерновцы, но ему не верят. В следующий раз он встретится с супругой только в феврале 1945. По приказу завербованного Сиеррой офицера Маргарет будет освобождена.
В июне 1945 Гуревич будет привезен в Советский Союз и арестован. 20 лет лагерей за измену. Но перед приговором его уведомили, что жена Маргарет и сын погибли при бомбежке. Эта новость ударила по Гуревичу.
Перед досрочным освобождением в 1955 от Гуревича потребуют никому не рассказывать, что с ним произошло, и жить обычной жизнью. Окружающие замечают лёгкий акцент и явные несоветские манеры. Анатолий Гуревич встречает девушку, даже была намечена свадьба, но за 8 дней до нее разведчика арестовывают вновь. Сообщат, что под амнистию он попал случайно, но он знал: причина – письма Хрущёву с требованием восстановить честное имя.
В 1990 в квартире пенсионера раздался звонок. "Ответьте Мадриду", – попросила оператор. На другом конце послышалось: "Алло, папа, это Мишель". Информация о том, что Маргарет и их сын погибли, оказалась ложью. Маргарет умерла в 1985, до последнего дня пытаясь разыскать мужа. Сыну повезло больше: ему досталось более 10 лет общения с отцом. Он первым узнает о его полной реабилитации в 1991.
После реабилитации пресса назовёт Анатолия Гуревича одним из лучших разведчиков-нелегалов.
Спасибо за прочтение!